Звезды "новой волны" - Haysi Fantayzee 100
Первая
половина 80-х в Британии не была особенно веселым временем - экономическая
депрессия, социальные проблемы (безработица, шахтерские стачки, рост националистического
движения и т.д.), напряженная международная обстановка (конфликт с Аргентиной,
эскалация "холодной войны"). Это положение дел отражалось и на музыке
того периода - анархические призывы панк-рока, мрак и безысходность пост-панка,
холод и безэмоциональность "футуризма" и "неоромантизма"…
И тем сильнее слушатель ощущал желание забыться от навалившихся в повседневной
жизни проблем, развлечься. И развлекательная музыка того времени предоставляла
ему эту возможность - это уже было не однообразное и убогое диско, а поликультурный
танцевальный поп, расцвеченный элементами самых разных стилей и направлений,
сплетенных в порой парадоксальное целое.
И, конечно же, эта развлекательная музыка не несла в себе
никакого сколько-нибудь серьезного послания - это была откровенно глупая,
безвкусная, кричащая музыка, с пустыми текстами, взявшая от "неоромантизма"
эксцентричный внешний облик (правда, без малейшего намека на меланхолию и
отстраненность), а от расцветших на короткое время всевозможных этнических
течений (ска, регги, афробит) вокальную акробатику. И этот поток, хлынувший
на излете "новой волны", вынес на поверхность множество чудных групп
с не менее чудными записями. Подавляющее большинство этих групп, правда, удерживалось
на сцене крайне непродолжительный срок и оставило по себе лишь несколько пластинок,
тем не менее, некоторые из этих скоротечных проектов запомнились. И среди
них можно выделить группу с типично для тех времен странным названием HAYSI
FANTAYZEE.
Команда эта поднялась отнюдь не благодаря долгой и упорной работе на концертной
сцене. Более того, скорее она представляла собой такой привычный ныне продюсерский
проект. Пол Каплин, музыкант довольно известной в самом начале 80-х группы
ANIMAL MAGNET, после распада своего состава решил заняться клубно-танцевальной
музыкой и организовал данный проект. Записями он руководил сам, писал материал
и аранжировал его; тем не менее, он также подобрал студийный аккомпанирующий
состав, в который вошли различные сессионные музыканты - негритянский фанк-басист
Альфи Агиус (короткое время работавший с the FIXX), скрипач Бобби Валентино,
саксофонист Саймон Генри и два гитариста, брат и сестра Мик и Кейт Грин. Однако
фокальной точкой проекта стал "смешанный" дуэт вокалистов - Джеремайя
Хили и Кейт Гарнер, не особенно одаренный в вокальном плане, но великолепно
смотревшийся благодаря своему яркому имиджу (разноцветные леггинсы, длинные
негритянские прически-дрэды, огромные шляпы). Оба вокалиста уже обрели известность
в лондонских клубных кругах, Хили, например, был одним из завсегдатаев "неороматических"
клубов начала 80-х и, по слухам, одним из любовников Боя Джорджа.
Кстати, имидж группы часто сравнивали с визуальным стилем
последнего персонажа.
Каплин заинтересовал материалом своего проекта небольшую
фирму "Regular Records", на которой летом 1982 и вышел дебютный
сингл HAYSI FANTAYZEE - "John Wayne is Big Leggy". Основной сюжет
песни заключался в том, что знаменитый американский киноковбой Джон Уэйн решил
заняться сексом со своей индейской подругой, но ему помешало его огромное
пивное брюхо. Но недоуменные вопросы прессы Хили и Гарнер заявляли, что песня
представляет собой политическую сатиру - однако ни из песни, ни из довольно
путанных разъяснений исполнителей так и не прояснилось, на что же сия едкая
сатира была направлена. Тем не менее, музыкально песня была довольно прилична,
весьма напоминая упражнения ADAM AND THE ANTS или BOW WOW WOW - галопирующий
"племенной бит" и ковбойская гитара в манере итальянских спагетти-вестернов.
Самое интересное, что сингл пришелся тогдашнему британскому
люду по душе - в хит-параде он дошел до 11-й позиции и группа представила
его на популярнейшем телешоу "Top of the Pops", сымитировав по ходу
представления половой акт в стиле "по-собачьи" ("doggystyle").
Удивительно, но такие серьезные издания, как "New Musical Express"
и "The Face", отнеслись к проекту куда более благосклонно и дружественно,
чем к поднимавшимся в тот же период CULTURE CLUB упомянутого уже Боя Джорджа.
Осенью 1982 HAYSI попытались продолжить свою хитовую серию, но сингл "Holy
Joe", очень радостный и почти столь же пустой, как предшественник, застрял
на скромненькой 51-й строке. Казалось, команде навеки суждено остаться "феноменом
одного хита", но в феврале 1983-го они вернулись с еще одним "крэзанутым"
хитом "Shiny Shiny". Он добился 16-й позиции в британских списках,
а несколько месяцев спустя даже достиг 74-й строчки в поп-списках США. Эта
песня тоже должна была, по мысли, создателей, стать "содержательной"
- а именно, песней протеста против ядерной гонки, однако смысл этот оказался
выражен не более явно, нежели в "John Wayne is Big Leggy".
Успех в США выпал на долю сингла во многом из-за попавшего
в "горячую ротацию" на "MTV" видеоклипа, в котором был
зачем-то задействован двойник Барри Манилова. В тот, 1983-й год, в США хитами
становились самые "непроходные" еще, казалось бы, год-два назад
песни, но даже на фоне хлынувшего в убогие заокеанские хит-парады музыкального
(и не очень) разнообразия HAYSI выделялись - можно сказать, что этот их хит
стал одним из самых неожиданных фигурантов списков. Он представлял собой навал
откровенных цитат из творчества почти всех "больших" клубных групп
того периода - племенной Бурунди-бит и спагетти-вестерн-гитары ADAM AND THE
ANTS, скрипичная секция и декламаторский мужской вокал DEXY'S MIDNIGHT RUNNERS,
паб-пианино, атмосфера мюзик-холла и рваный припев MANDESS, глэм-роковое соло
на электрогитаре, намеренно раздражающий тоненький детский голосок Кейт Гарнер
- и все это стилизовано модным имиджем CULTURE CLUB. Результат получился настолько
глупым, что слушатель волей-неволей попадал под его чудное обаяние!
Мало того, удлиненная танцевальная версия сингла, "Shiny
Shiny Dance", стала одним из первых британских ремиксов, в которых использовался
новый ди-джейский прием - скрэтчинг.
На
волне успеха сингла был весной выпущен, наконец, дебютный альбом коллектива
- "Battle Hymns for Children Singing", который критики провозгласили
одним из худших альбомов всех времен и народов. Критик Нэд Раггет ("All
Music Guide") писал: "Пластинка эта может быть как раз тем, что
доктор прописал от бессонницы. Правда, совсем не потому, что записанная на
ней музыка усыпит слушателя - скорее, эта музыка побудит слушателя разнести
на кусочки его стереосистему, утомит его и тем самым человеку будет легче
уснуть". Не исключено, правда, что альбом именно с этой целью и создавался
- тогда все претензии снимаются.
Продюсерами песен Карлина выступили такие известные продюсеры,
как Тони Висконти и дуэт Клайва Лэнжера и Алана Уинстенли (MADNESS) - это
обусловило как минимум высокий уровень качества записи и то, что диск вообще
можно слушать. Однако сами песни представляли собой эксцентричный намес изо
всего, что только можно представить - "племенной бит", элементы
регги, глэм-рока, танцевального соул и фанка, и поверх всего этого основная
звуковая черта стиля группы - вокальный дуэт Хили (прямолинейное, громкое
декламационное пение) и Гарнер (тоненький детский голосок)… Впрочем, материал,
надо признать, неплохо звучал в танцевальных клубах того времени.
Альбом имел при себе шестнадцатистраничный буклет фотографий,
сделанных Кейт Гарнер, - довольно неплохих, надо заметить. Продавался диск
неплохо, однако успеха синглов не снискал и занял лишь 53-ю позицию в британском
альбомном списке - видимо, материал оказался слишком уж эклектичным и несерьезным,
чтобы убедить публику в ценности покупки. Впрочем, преданные поклонники у
него нашлись - будущий первопроходец направления "хаус", продюсер
и ди-джей Эндрю Уэзеролл, так торчал от диска, что одну из песен с него, "Sabres
of Paradise", выбрал в качестве названия для своего очень известного
в 90-е проекта.
Видимо, неудача альбома оказалась роковой для карьеры группы.
И когда изданный в июне того же 1983-го новый сингл HAYSI, "Sister Friction",
занял только 62-ю позицию в Британии, команда как-то скуксилась и вскоре тихо
распалась.
Джереми Хили основал банду BON VENTURA и выпустил с ней довольно-таки
странно звучавший сингл "When Malindy Sings", а затем увлекся новомодной
хаус-музыкой и ныне широко известен в Британии как клубный ди-джей, а на своих
сетах "крутит" прогрессивный транс. Кейт Гарнер попыталась начать
сольную карьеру и даже выпустила несколько записей, однако фотография (как
показал еще буклет альбома ее группы) ей давалась явно лучше, она решила заняться
ею профессионально и ныне известна как одна из самых престижных рок-фотографов
в мире.
А в 2000 фирма "Razor and Tie" переиздала на CD
материал единственного альбома HAYSI - с кучей бонусов в виде би-сайдов синглов,
всевозможных ремиксов и с роскошно оформленным буклетом, в котором поместились
обширные комментарии по истории группы (в частности, выяснилось, что "John
Wayne is Big Leggy" задумывалась как гордая антифашистско-антирасистская
прокламация) и даже полная подборка текстов песен группы (!). Вот, вроде как,
и все…
©2005 Vladimir Kruglov
|