Звезды "новой волны" - Animotion
Группа
ANIMOTION не является уникальной в творческом плане, вряд ли может впечатлить
необыкновенными коммерческими победами, ее смело можно вписывать в графу под
шапкой "исполнители одного хита". Карьера этого ансамбля со странным
названием если и может чему-нибудь научить, так единственно тому, что может
случиться с группой, волею судьбы вознесенной на гребень успеха, но не обладающей
ни интересными идеями, ни творческой самостоятельностью для удержания и развития
его. "А чего ж ты ее вспомнил?" - можете спросить вы. И я отвечу:
"А вот". От нечего делать. Но раз вспомнилось, не вытряхивать же
из головы!
Так давайте же послушаем (почитаем) эту печальную, но очень поучительную историю
об американской группе ANIMOTION.
* * * * *
Однажды в Лос-Анджелесе появилась группа RED ZONE, чье творчество
вдохновляли работы классиков научной фантастики. Вокалисткой группы была Астрид
Плейн. В 1982 RED ZONE выпустила свой первый (и последний) альбом "Living
on Lust", который спродюсировал менеджер ансамбля Чарльз Оттавио. Лос-анджелесский
журнал "Music Connection" зачислил его в "горячую десятку"
лучших альбомов того года, а рекрутер крупной фирмы "CBS Records",
Ларри Росс, начал выбивать группе контракт. Однако все планы рухнули, когда
в 1983-м "Красная зона" распалась.
Астрид и Чарльз решили продолжать и, при помощи Росса, создали
новую группу, которую г-жа Плейн назвала ANIMOTION - по ее мнению, музыка
ансамбля должна была соединять энергию и движение, а название должно было
это отражать. Вскоре на помощь Астрид прибыли экс-коллеги по RED ZONE, Френчи
О`Брайен (барабаны) и Пол Антонелли (клавишные). Чарльз тоже захотел выступать
на сцене и сменил обязанности продюсера/менеджера на обязанности бас-гитариста.
Новым менеджером ANIMOTION стал Ларри Росс, который ради этого даже оставил
работу в "CBS". Он-то и привел в состав еще одного вокалиста, Билла
Уодхемса, который вместе с Астрид стал фронтменом ансамбля, а заодно играл
и на гитаре.
Во время одного из мартовских шоу 1984-го ANIMOTION попались
на глаза Россу Рейгану из "PolyGram Records" и вскоре подписали
с этой фирмой контракт. Началась запись первого альбома группы, во время которой
состав пополнился новыми членами - клавишником Грегом Смитом (который заменил
Пола Антонелли) и гитаристом Доном Киркпатриком. Именная дебютная пластинка
ANIMOTION вышла в конце 1984-го и начала пользоваться популярностью на известном
лос-анджелесском радио "KROQ" - особенно ди-джеям приглянулся первый
сингл с диска, "Obsession", который попал в "жесткую ротацию".
К началу 1985-го ансамбль уже был местной достопримечательностью
Лос-Анджелеса, а его шоу неизменно проходили при полных залах. Весной в Голливуде
состоялась организованная радиостанцией "Kiss FM" пятидневная "Battle
of the Bands", и, как нетрудно догадаться, выиграли ее именно ANIMOTION.
Впрочем, это событие стало в некотором роде сюрпризом, поскольку в соперниках
у наших героев имелись и такие деятели, как, например, FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD!
Зато этот выигрыш стал неплохим заделом для крупнейшего взлета ансамбля -
изданный в национальном масштабе сингл "Obsession" стал суперхитом,
когда той же весной поднялся в американскую "Top-10", где занял
6-е место.
Так как эта песня является единственным серьезным достижением
ANIMOTION за всю их карьеру, то стоит приглядеться к ней поближе. По большому
счету, она не может похвастаться какими-то из ряда вон выходящими достоинствами
- это качественный "английский" синтипоп американского "розливу",
энергический и заводной. Сегодня эту песню уже можно назвать своего рода "классикой"
тех лет, квинтэссенцией американской "новой волны" периода ее вырождения
(или эволюции - кому как) в обычную танцевальную попсу. Выведенный на первый
план монотонный ритм электронных ударных, пульсирующий синтезаторный бас,
приятная электроника - то гипнотическая, то атакующая, и дополняющие картину
мощные рубленые гитарные риффы, больше характерные, надо заметить, для американского
"стадионного рока" (какой-то "стадионный синтипоп" получается!).
Текст типичен для американской эстрады - развязно-показная эротическая тематика
с довольно солеными призывными фразами и запоминающимся припевом. Вообще,
акцент в песне явно не столько на мелодию или смысл, сколько на ритм и вообще
танцевальную, развлекательную составляющую.
Как видно, песня интересная, но не так, чтобы из ряда вон.
И можно сказать, что, не будь "MTV", об ANIMOTION широкая публика
вряд ли когда услышала бы.
А "Музыкальное телевидение" оказало группе серьезную
поддержку - видеоклип к "Obsession" приобрел в эфирной сетке канала
такую популярность, что в то лето был одним из самых "ротируемых",
и даже возглавил видеохит-парад журнала "Cash Box". Режиссером видео
выступил Кен Вальс (годом ранее он снял яркий клип, сделавший суперхитом аналогично
маловыразительную саму по себе песню Синди Лаупер "Girls Just Want to
Нave Fun"). Сегодня этот видеоролик можно рассматривать как один из типичнейших
образчиков клипмейкерства и имиджевых вывертов середины 80-х - участники ANIMOTION,
все в элегантных тряпках и в обильной косметике, выделывают всякие сюрреалистические
штуки в декадентском особняке на Голливудских холмах.
Как бы то ни было, успеха группа добилась. И, закрепляя его,
летом 1985 музыканты отправились на свой первый полноценный тур по Западному
побережью США, после окончания которого получили место "разогревателей"
в турне английского синтипоп-"стара" Ховарда Джонса и открывали
его концерты на переполненных аренах Америки и Канады. Тем временем, "Obsession"
покоряла мировые чарты, отметившись в Британии (№5), Канаде (№6), ФРГ (№8),
Южной Африке (№9) и Швеции (№15) - то есть, триумф был полный. На волне успеха
сингла дебютный диск ансамбля поднялся на 28-е место хит-парада США и стал
"золотым".
Однако ситуация с ANIMOTION является типичнейшей для синтипоп-групп середины
80-х, особенно американских. К сожалению, абсолютно коммерческая направленность
группы сыграла с ней злую шутку - музыканты никогда не пытались сделать свое
творчество хоть сколько-нибудь содержательным ни в музыкальном, ни в текстовом
плане. Да и звучание их отличалось усредненностью и максимальной модностью
- это были динамичные песни с моторными ритмами, жестким гитарным фоном и
незамысловатыми мелодиями. Как правило, все это сдабривалось обильным применением
синтезаторов и вообще электроники (драм-машины, секвенсоры, компьютеры). В
принципе, по аналогичной схеме работало множество американских групп того
периода, вроде BERLIN или CARS, но если названные исполнители все же ориентировались
в своей музыке на европейские образцы, то ANIMOTION являлись типично американским
продуктом, что и означало в их случае простенькую, непритязательную "музыку
для ног" с однообразными мелодиями. Как правило, на каждом альбоме группы
находилось место для одной-двух заводных мелодий, остальную же часть программы
можно было смело относить к разряду "наполнителя". Естественно,
что группа с таким творческим профилем не могла долго удерживаться на волне
популярности, что лишь подтвердил уже второй их сингл - лишь четыре месяца
спустя довольно тривиальная мелодия Билла "Let Him Go" еле-еле дотянула
до 39-го места в американских чартах. Впрочем, проклинать ANIMOTION было бы
несправедливо - подобных этой "групп одного хита" в середине 80-х
развелось великое множество: RE-FLEX, 'TIL TUESDAY, SCANDAL и мн.др. Да и
песенки наших героев, чего уж там, были качественно выделаны и легко ложились
на ухо. Однако серьезного впечатления они оставить не могли и забывались столь
же легко.
Впрочем, ANIMOTION завершать деятельность не собирались,
не в последнюю очередь потому, что поклонники у них были не только в США.
На протяжении 1985-1986 участники группы появлялись в таких популярных американских
телепрограммах, как "American Bandstand", "Solid Gold"
и "Soul Train". На церемонии вручения "American Music Аwards"
в 1986-м Билл и Астрид были ведущими вместе с поп-соул дивой Дайаной Росс.
Также группа начала запись своего второго альбома, получившего название "Strange
Behaviour" ("Странное поведение"), и в это время О'Брайена
в составе заменил Джим Блэйр из ансамбля SHALAMAR.
Пластинка вышла летом 1986, однако закрепить успех на родине группе не удалось
- их записывающая компания ни с того, ни с сего решила объявить бойкот местным
промоутерам, которые сыграли важнейшую роль в ранних успехах ANIMOTION. Этим
и объясняется неубедительное коммерческое выступление как альбома (№71), так
и синглов с него, "I Engineer" (№76) и "I Want You" (№84).
Хотя можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны - пластинки
просто затерялись в потоке аналогичной продукции, захлестнувшей американские
(а затем и мировые) чарты в тот период. По большому счету, "Strange Behaviour"
не представил ничего хоть сколько-нибудь "странного" и явился практически
прямой копией "Animotion" - тот же саунд ровно посередине между
мелодичным синтипопом и жестким "стадионным роком" под помп-соусом.
Десять песен альбома построены по единой, в общем-то, схеме, перемежая легкие
клавишные аккорды с мощными роковыми риффами, каждый аранжировочный ход сделан
с прямым прицелом на чарты, продукция гладкая и отполированная до такой степени,
что уху не за что зацепиться. Типичный чартовый материал.
Это не означает, что на пластинке не нашлось места удачным
вещам. Точнее, вещи - "I Engineer" волне могла бы тягаться с "Obsession",
будь она менее затянутой и более компактной. Кстати сказать, изучение комментариев
к пластинкам группы проливает свет на основную проблему ANIMOTION - все самые
яркие песни группы были написаны не ее участниками, а приглашенными авторами,
профессиональными "кузнецами мелодий". Например, "Obsession"
написали такие известные личности, как Майкл ДесБаррес и Холли Найт, "I
Engineer" принадлежит перу Берни Топина, Майка Чэпмена и того же Найта.
Композиции же, написанные участниками группы, были в лучшем случае обещающими,
по большому же счету, не будет неверным сказать, что на "своих"
песнях ANIMOTION никогда не "выехали" бы.
Тем не менее, если на родине дела у музыкантов шли ни шатко,
ни валко, то у них всегда имелась в запасе Европа, традиционно гостеприимная
к американским "звездам", пусть даже и бывшим. Сингл "I Engineer",
подкрепленный интересным видео, снятым в мрачном заброшенном госпитале в лондонском
районе Блэкхит, принес ансамблю удачу в ФРГ (№2), Швейцарии (№6) и Швеции
(№11 в радиочарте), а также стал самым крупным успехом ANIMOTION в Южной Африке
(№4). В общем-то, нельзя сказать, что успех этой вещи не был незаслуженным,
ибо до сих пор она, наряду с "Obsession", остается лучшим, что сделал
ансамбль за всю свою карьеру.
Стал хитом и сингл "I Want You" (№27 в ФРГ), хорошо
пошел в немецкоязычных странах альбом. Посему неудивительно, что конец 1986
и начало 1987 ансамбль провел, в основном, за океаном - выступал на телешоу
в Германии, а затем в компании таких "звезд", как INXS, EURYTHMICS,
SIMPLY RED и GENESIS, появился на знаменитом "Montreaux Rock Festival"
в Швейцарии. После этого ANIMOTION вернулись на родину, в Южную Калифорнию,
и выступали вместе с DEPECHE MODE перед семнадцатью тысячами орущих фанатов
на двух аншлаговых концертах в "Irvine Meadows Amphitheater".
В конце года начались записывающие сессии к третьему альбому
ANIMOTION для "PolyGram", однако в середине записей ансамбль совершенно
неожиданно, безо всякого объяснения причин, развалился - его покинули все
музыканты, кроме Дона и Грега.
Тем не менее, на этом история ANIMOTION не закончилась. Фирма
не хотела, чтобы деньги, вложенные в запись альбома, полетели в трубу, и решила
попытать счастья, пригласив в состав новых участников. Ими стали актриса Синтия
Роудс, известная по фильму "Dirty Dancing" ("Грязные танцы"),
и экс-участник поп-группы DEVICE Пол Энгеманн, которым достались роли вокалистов.
Сессии были закончены новоявленным квартетом при помощи множества студийных
музыкантов, и в конце 1988 появился первый их продукт - сингл "Room to
Move". Легковесная песенка, представлявшая собой кавер-версию не отличавшейся
особенной тяжестью композиции дуэта CLIMIE FISHER, попала в звуковую дорожку
еще более легковесного фильма Дэна Эйкройда "My Stepmother is an Alien"
("Моя мачеха - инопланетянка") с Ким Бэйсингер в главной роли, и
весной 1989 ANIMOTION во второй раз поднялись на волну успеха, когда "Room
to Move" проникла в американскую "Тор-10" на 9-е место. Кроме
того, сингл занял 20-ю позицию в радиочарте Швеции.
Был выпущен третий альбом ансамбля, во второй раз названный
"Animotion", и второй сингл с него, "Calling It Love",
попал в чарты на 53-е место. Казалось, перед музыкантами вырисовываются новые
перспективы, но... Альбом еще находился в стадии "раскрутки", а
участники ANIMOTION уже решили разойтись насовсем. И разошлись.
А дальше были более десяти лет молчания. Музыканты занимались
кто чем - Чарльз Оттавио женился на Астрид Плейн, а Синтия Роудс вышла замуж
за заслуженного американского чарт-топпера Ричарда Маркса, Дон Киркпатрик
вошел в состав реорганизованной в 1990 легенды британского соул, SPENCER DAVIS
GROUP, Джим Блэйр работал с COMMODORES, Пол Энгеманн продолжил карьеру в музыке
и кинематографе (без особых, впрочем, успехов).
Казалось, жить бы им поживать да добра наживать, ан нет -
в 2001-м, по просьбе радиостанции "KNRK" из Портленда, штат Орегон,
произошло воссоединение одной из ярких "звезд" середины 80-х. И,
видимо, публика ждала их - музыканты отыграли аншлаговый концерт в портлендском
зале "Polly Esthers"; "PolyGram" выпустила пластинку "Obsession:
The Best of". Тем временем, воссоединившиеся ANIMOTION продолжают гастрольную
деятельность.
©2004 Vladimir Kruglov
|