Звезды "новой волны" - Berlin
Американская
поп-группа BERLIN была организована в 1979-м в Лос-Анджелесе, но, возникнув
на пике интереса к стилю "диско", она, тем не менее, исповедовала
эстетику "новой волны" и, по сути, являлась командой синтипопа.
В оригинальный состав вошли Джон Кроуфорд (бас-гитара, синтезатор), синтезаторщик
Джо Джулиан, гитарист Крис Веласко, барабанщик Дан Ван Паттен и вокалистка
Вирджиния МакКалино. Кроуфорд раньше входил в состав панк-группы VIDEOS, а
Ван Паттен поиграл в команде BARBIES, остальные же музыканты опыта не имели.
Помимо них, имелась также и бэк-вокалистка, Терри Нанн, которая вообще не
планировала музыкальной карьеры - в конце 70-х она пробовалась на роль Принцессы
Лейи в легендарном кинофильме "Star Wars", однако пробы не прошла.
В 1980 BERLIN подписали контракт с фирмою "IRS", но, выпустив сингл
"A Matter of Time" и альбом "Information", распались в
1981. Однако вскоре Кроуфорд собрал новый состав, в который вошли вокалистка
Терри Нанн, гитарист Рик Ольсен, клавишники - Дэвид Даймонд и Мэтт Рейд, и
барабанщик Род Лернд. Осенью 1982-го на небольшом лейбле "M.A.O./Enigma"
группа выпустила семипесенный мини-альбом "Pleasure Victim", ставший
восьма популярным на калифорнийской рок-сцене, несмотря на, казалось бы, абсолютную
немодность синтезаторного саунда в первые месяцы релиза пластинки. BERLIN
заинтересовалась крупная фирма "Geffen", которая в конце года подписала
с музыкантами контракт. В 1983 "Pleasure Victim" был переиздан в
общенациональном масштабе, но только для американского рынка.
Материал этой пластинки представлял собой подборку заводных
синтипоп-песенок, пропитанных откровенным цинизмом, лирика коих живописала
непристойную сторону жизни лос-анжелесского полусвета. На ней уместились две
классные мелодии ("Tell Me Why", "Masquerade") и один
шедевр американского синтипопа ранних 80-х "The Metro", песня, в
которой довольно ограниченные вокальные данные Терри Нанн использованы были
с наилучшим конечным эффектом. Еще можно выделить мечтательную "Pleasure
Victim", синтипоп-балладу в манере ULTRAVOX, давшую название диску. Однако
ж большей части аудитории он запомнился по совсем другой причине, связанной
с совсем другой песней.
Команда очень быстро добилась общенациональной известности
- выпущенный на правах дебютного общенационального релиза провокационный хит
"Sex (I`m a…)" стал фаворитом на "нововолновых" радиостанциях
и попал на 62-е место хит-парадов США. Возможно, эта синти-"диско"
песня имела бы больший успех, однако "традиционные" станции, ориентированные
на хит-парад "Тор-40", ее воспроизводить отказались из-за откровенного
и вызывающего содержания текста, в котором женщина изображалась объектом сексуальной
желаний. Однако разгоревшийся скандал свое дело делал и пластинка разошлась
"золотым" тиражом, взобравшись на высокую 30-ю строчку в альбомном
списке Америки, в котором продержалась тридцать четыре недели.
Музыкальные критики не были впечатлены явно "заимствованной"
музыкой альбома, очевидными влияниями для которой явились такие исполнители,
как Ким Уайлд и ULTRAVOX, однако привлекательная внешность Терри и ее "британская"
манера пения "зацепили" аудиторию и подмогли BERLIN`у снискать "культовую"
популярность на радио и раннем "MTV" с видеороликами к следующим
хитовым песням-синглам - "The Metro" (№58) и "Masquerade"
(№82). Тем временем группа провела свой первый крупный тур по США, закончившийся
выступлением на "US Festival" перед тремя сотнями тысяч человек.
Вслед за этим в 1984-м вышел первый полнометражный диск BERLIN "Love
Life". Он занял уже 28-ю строку, пробыл в хит-параде тридцать недель
и опять стал "золотым". В целом, лонгплей продолжал студийную линию
предшественника, вокал Нанн местами зазвучал куда сильнее и мощнее, были заметны
значительные усовершенствования по части использования синтезаторов. Над материалом
песен поработали три известных в то время продюсера: Ричи Зито, Майк Хоулетт
и Джорджио Мородер. Вещи, над коими поработал последний ("No More Words"
да "Dancing in Berlin"), оказались лучшими изо всей программы, представив
собою чистенький данс-роковый гибрид с отточенными клавишными и оживленным
танцевальным темпом. Однако материал был по традиции разгромлен критиками:
"Сексуальные намеки BERLIN`а слишком уж надуманны и ближе к концу альбома
иссякают, и также проваливается их попытка разбить структуру песен на роковую
1/10 и 9/10 танцевального ритма, электроники и драм-машин. Композиции их по
большей части неотличимы одна от другой и даже форсированный вокал Терри не
в состоянии повысить их привлекательность". Интересно, что вокал на песне
"Rumor of Love" принадлежит не Терри, а Дэвиду Даймонду.
Тем не менее, именно этот диск стал прорывом для ансамбля,
а хит-сингл "No More Words" в апреле попал в американскую "Top-40"
на 23-ю строчку и стал первым хитом "берлинцев", кроме того, стал
известен в Италии; следующий миньон, "Now It`s My Turn", в Америке
стал 74-м, зато принес музыкантам успех в Австралии, став их первым "Top-30"
хитом в этой стране. Команда постепенно начала пользоваться популярностью,
однако серия перемен в составе во время записывающих сессий 1985, вызванных
разногласиями музыкального характера, привела к тому, что к концу года BERLIN
превратился в трио - все те же Кроуфорд и Нанн, а также новый барабанщик Роб
Брилл.
В 1986 BERLIN записали альбом "Count Three and Pray",
который ознаменовал собой резкое изменение группой музыкального направления.
Если раньше банда исполняла звучавший очень по-европейски (под стать названию)
синтипоп, то теперь пригласила продюсера Боба Эзрина, известного по работе
с Элисом Купером и PINK FLOYD, начав играть резкий и тяжелый рок с большим
акцентом на гитары. Без сомнения, Терри и ее коллеги наслаждались сменой звучания
- достаточно послушать лучшие вещи альбома, композицию с говорящим названием
"Trash" (в записи которой поучаствовал сам Тед Ньюджент - казалось,
последний человек, от которого стоит ожидать сотрудничества с BERLIN) и гитарную
балладу "Pink and Velvet", горький и волнующий рассказ о романе
двух наркоманов. Реакция критиков на альбом на сей раз была куда более позитивной,
некоторые даже назвали его артистическим триумфом музыкантов. Однако же сингл-"пилот",
гимнический "Like Flames", дошел в США только до 82-й позиции, а
в Британии в следующем году была 47-й.
Все изменилось с выпуском следующего сингла. Дело в том,
что на лонгплее была записана композиция "Take My Breath Away",
автором музыки к которой был Джорджио Мородер. Именно с его "подачи"
"Take My Breath Away" в качестве "любовной темы" попала
в фонограмму саундтрека кинофильма "Top Gun" ("Лидер"/"Суперас")
с Томом Крузом в главной роли. Фильм имел огромный кассовый успех, и подстать
ему успехом пользовалась названная песня. И каким успехом! Осенью 1986-го
она возглавила хит-парады США, Британии, Швеции и Голландии, попала в "Тор-5"
еще десятка стран и оказась среди десяти самых кассово успешных синглов года
в Европе. Именно с этой вещью теперь ассоциируется название группы BERLIN.
Достойно увенчали этот успех награда "Golden Globe" и приз Национальной
киноакадемии США "Oscar".
"Take My Breath Away" принесла группе, до того
мало известной за пределами США, небывалый успех, и музыканты отправились
во всемирное турне, однако их следующие синглы качеством заметно уступали
главному хиту и успехом почти не пользовались, - так, второй британский релиз,
сингл "You Don`t Know", в начале 1987 занял в тамошних чартах лишь
очень скромную 39-ю позицию, а в США был откровенно проигнорирован.
Можно сказать, что "Take My Breath Away" и "убила"
эту группу. Преданные фанаты высокоэнергетичного "берлинского" "нью
вэйва" явно были разочарованы сползанием группы в "попсу",
а слушатели "Тор-40" FM-радио не нашли для себя в их репертуаре
ничего стоящего. К тому же, "Take My Breath Away" была крайне нетипична
для BERLIN - достаточно прослушать лонгплей, на котором она появилась, чтобы
понять, насколько чуждой выглядит эта мелодичная электронная баллада среди
выдержанных в довольно скучном и невразумительном "роковом" стиле
остальных композиций.
И интересно, что успех "Take My Breath Away" совершенно
не повлиял на реакцию публики на "Count Three and Play". Аудитория
явно не была готова к столь радикальной трансформации музыки ансамбля из доступной
поп-плоскости в "завернутый" рок, что обусловило более чем холодный
прием, оказанный диску. В США он занял только 67-ю позицию и продавался просто
отвратительно. В Британии он все-таки прошел в "Тор-40", но и там
никого особенно не впечатлил. Таким образом, диск потерпел настоящий коммерческий
крах, что горько разочаровало фирму "Geffen". Имидж поставщиков
поп-баллад устроил далеко не всех участников группы, отношения внутри BERLIN
оказались обострены до предела и, после окончания мирового турне, Терри Нанн
ушла из нее. А после выпуска сборника "The Best of 1979-1988" было
объявлено о расформировании ансамбля.
Кроуфорд и Брилл собрали новую группу - гитарно-роковую BIG
F., Терри Нанн же в 1991-м выпустила свой сольный альбом "Moment of Truth",
а позже позаписывалась с группой SISTERS OF MERCY и изредка снималась в кино.
"Take My Breath Away" снова попала в британские списки в 1988, а
в 1990 мелодическая линия песни прозвучала в телерекламе автомобилей марки
"Peugeot", и благоразумно переизданный сингл занял в тех же чартах
3-е место. В 1992 "Tаkе My Breath Away" была ремикширована уже для
американского рынка, однако повторить успех английского переиздания ей не
удалось - сингл, изданный под странным заглавием "BERLIN (with Terri
Nunn)", занял только 60-ю позицию.
В 1999-м, после продолжительного периода бездействия, Терри
Нанн вернулась на музыкальную сцену с обновленным составом BERLIN`а. В таком
виде группа записала макси-сингл "Fall into Heaven" с несколькими
новыми песнями и много гастролировала. Результаты этих концертов можно слышать
на выпущенном в 2000 концертном альбоме "Berlin Live: Sacred and Profane".
Обложка, изображающая женщину, кормящую грудью ребенка, стала причиной легкого
скандала и споров с их новым лейблом. Ну а в 2002-м появился, наконец, новый
альбом под маркой BERLIN и с нехорошим таким названием "Voyeur"
("Вуайерист").
Похоже, "берлинцы" снова собираются будоражить публику своими провокативными
песнями. Следуя традициям двадцатилетней давности, группа предлагает композиции
- роковые и танцевальные, а также медляки, - рассчитанные как на прежних фанатов,
так и на новое поколение слушателей. Практически все песни пластинки принадлежат
перу клавишника и продюсера Митчелла Сигмана, а также Питера Раффелсона, известного
своими работами с Мадонной и CORRS. Интересна композиция "Sacred and
Profane", плод совместных усилий Терри Нанн и экс-лидера группы SMASHING
PUMPKINS Билли Коргана.
©2004 Vladimir Kruglov
|