Cnina Crisis
 
Пользовательского поиска
Новости
Кино
Музыка
  • направления
  • исполнители
  • тексты песен
  • из фильмов
  • награды
  • хит-парады
  • минусовки
  • mp3
    Мода и Стиль
    Игры

    обмен ссылками
  • Звезды "новой волны" - China Crisis

    Названный в лучших ливерпульских традициях британский ансамбль "новой волны" CHINA CRISIS никогда не числился среди суперзвезд. Но без упоминания его вряд ли описание поп-сцены первой половины 80-х могло бы считаться полным. Он начинал в числе типичных представителей электронного попа и именно в этом вот качестве добился наивысших результатов в собственной карьере, однако затем его участники решили развивать звучание и добавляли в него элементы различных стилей вроде джаза, регги, блюза, акустики. Группа смогла завоевать признание сначала широкой аудитории, а потом и критиков, однако ее популярность к тому времени упала, так что CRISIS исчезли в начале 90-х, пополнив тем самым ряды своих коллег по "нью вэйву" 80-х, когда-то имевших успех, однако затем не только лишившихся его, но и вообще практически позабытых публикой.
    * * * * *

    Ансамбль стартовал как дуэт школьных приятелей - Эдди Ландона (гитара) и Гари Дэйли (вокалист, клавишник) - в ливерпульском пригороде Киркби в 1979-м. В музыке парни искали спасение от скуки, царившей на родине, а действовать решили в колее, приложенной их более успешными предшественниками - ORCHESTRAL MANOEUVRES IN THE DARK: сначала занялись любительским монтажом домашних записей самых разных голосов и шумов, а позже стали проявлять к своему занятию больше серьезности и интереса. Но поначалу у них не было ни ударника, ни планов в отношении концертной работы. У них поначалу даже не было вразумительного названия, зато появилась страсть писать то, что Эдди назвал "печальной" музыкой, а Гари - "медленной и странной".

    В поисках чего-то своего парни решили строить свою музыку не на гитарных риффах или синтезаторных аккордах, а на паттернах драм-машины, поэтому мелодии носили характер, в целом, подчиненный. Но, в конечном итоге, полет мысли исполнителей перерос ограниченность автоматического барабана, и они решили нанять себе ударника - так с дуэтом начал сотрудничать Дейв Рейлли, обладатель одной из первых в Британии электронных ударных установок.

    В 1980 трио дало несколько случайных концертов в легендарном "Eric`s Club", после чего получило предложение записать сингл для ныне столь же легендарной, а тогда весьма небольшой, местной да к тому же и независимой компании "Inevitable". Кроме того, музыканты несколько раз наведывались в Лондон с целью испробовать себя на тамошней клубной сцене.

    Ранний стиль исполнения песен группы можно охарактеризовать как пасторальную электропоп-музыку. Примерно в том ключе был выполнен и дебютный официальный сингл коллектива - "African and White", появившийся в 1982. Эта вещь присутствовала на демо-ленте, которую CHINA CRISIS сделали за год до того для рассылки в различные записывающие фирмы, и для дебюта казалась довольно зрелой. Электро-звучание группы, имевшее неплохие шансы на коммерческий успех, привлекло внимание специалистов крупной компании "Virgin Records", с которой музыканты вскоре подписали долгосрочный контракт.

    "African and White" быстро попал в британские национальные чарты на 45-ю строку, и подготовил почву для выпуска дебютного альбома ансамбля. Он отличался, прежде всего, длинным и претенциозным названием - "Difficult Shapes and Passive Rhythms, Some People Think It`s Fun to Entertain". Музыка его в лучших традициях дебютов электронной "новой волны" несла в себе некую необычность. Диск условно можно разделить на две части: первая занимала сторону "А" и записывалась под руководством четырех продюсеров, прежде всего, Питера Уолша, известного и опытного студийного человека, и с участием сессионных музыкантов. Ну а вторую, расположившуюся на стороне "Б" и гораздо более оригинальную, Ландон с Дэйли и Рейлли записали самостоятельно, безо всякого вмешательства извне. Разнообразие ритмической основы - ритм-энд-блюз, фанк, регги, босса-нова и т.д. - прекрасно сочетается со звучанием остальных инструментов, создавая меланхолическое, а порой даже и мрачное, но вполне расслабленное настроение. Под стать звучанию и лирика, в которой мечтательно изложены чувства, затрагивающие личное и политическое, оптимистичные мечты уравновешиваются сомнением в собственных силах и внутренней борьбой. Интересно, что, несмотря на обилие студийных помощников, группе удалось придать альбому целостность и характерное настроение, и фактически диск стал концептуальной основой всего творчества ансамбля. Среди лучших песен пластинки можно указать на инструментальную "Feel to Be Driven Away", "Some People I Know To Lead Fantastic Lives", "Red Sails" and "You Never See It". Еще одним синглом с пластинки стала вещь "Scream Down at Me", призванная явить миру более тяжелую, электронную сторону музыки СС.

    Выход альбома совпал с началом первого большого турне группы, которое она провела по Европе и США на "разгореве" у SIMPLE MINDS. Необходимость участвовать в регулярных концертных выступлениях привела к вынужденному расширению состава - так в CRISIS вступили еще два новых музыканта, басист Гари "Газза" Джонсон и перкуссионист Кевин Уилкинсон.

    В феврале 1983-го на сингле появился настоящий шедевр альбома, выразительное вторжение на территорию TEARS FOR FEARS "Christian". Песня поднялась в чартах на 12-е место и доставила группе общенациональную популярность. Следующий сингл, интровертно-меланхоличный "No More Blue Horizons (Fool, Fool, Fool)", был принят лишь чуть менее доброжелательно; сам альбом CRISIS`а поднялся до 21-й строчки хит-парада, хотя его сопроводили обвинения критики в "обойности" музыки и написании песенных текстов банальных, но с налетом загадочности, и от того невразумительных.

    Второй альбом группы носил столь же длинное название, как и первый, - "Working with Fire and Steel, Possible Pop Songs, Vol. 2". Он появился осенью 1983-го и поднялся строчкой выше дебюта, став 20-м. В его записи не последнюю роль сыграл гобоист и саксофонист с классическим образованием Стив Ливи: этот факт свидетельствует о желании группы если не сказать новое слово, то, по крайней мере, выделиться среди коллег - не так-то много синтипоп-групп использовали в своей музыке гобой! Помимо этого, в песнях нашлось место полноразмерной духовой секции, струнным ("настоящим" и синтезаторным), ритмику обеспечивали "живые" ударные и энергичный синтезаторный бас. В целом, можно сказать, что эти элементы придали звучанию ансамбля достаточно оригинальный оттенок. В числе лучших вещей альбома можно выделить эмоциональную "Here Come a Raincloud" со стиловым фразированием гобоя и "The Gates of Door to Door", в которой сливаются флейта Гари Барнакля и ритмика, навевающая ассоциации с южноамериканской. Не сплоховали и тексты, менее мрачные, нежели на дебюте, но по-прежнему меланхоличные, личностные и умозрительные.

    В то же время, лонгплей носил отпечаток откровенного коммерческого уклона - он представлял собой набор удачных и легких песенок, выделанных продюсером Майком Хаулеттом, работавшим среди прочих и с O.M.D. Порою песни диска приближались к опасной границе банальности, хотя и - кроме довольно частого употребления ставших уже привычными мелодических оборотов, - нигде ее очевидно не переступали. Тем не менее, по мнению критиков, можно было говорить об отступлении сильных творческих личностей, пренебрегших оригинальностью и собственным стилем в угоду рыночному спросу.

    Этим лонгплеем CHINA CRISIS постарались занять удобную нишу между небольшим авангардом, добивающимся признания своего творческого успеха, и большой группой второразрядных исполнителей, страждущих успеха исключительно кассового. Тем не менее, музыканты оказались способными хитмейкерами - все четыре сингла с альбома вошли в чарты. Однако если первые два, "Tragedy and Mystery" и "Working with Fire and Steel", стали умеренными хитами, заняв соответственно 46-ю и 48-ю строчки, то февральский хит 1984-го "Wishful Thinking" тал крупнейшим хит-парадным достижением CHINA CRISIS на родине, где вошел в "Тор-10" (№9), а также во многих европейских странах, по чартам которых он гордо прошествовал в следующие несколько месяцев. Четвертый сингл, взятый с альбома, назывался "Hanna Hanna" и также попал в британский список, где оказался 44-м. Тот же 1984-й принес группе единственное признание ее сингла в США - "Working with Fire and Steel" занял в танцевальных чартах "Billboard" 27-ю позицию.

    Почти весь тот год CRISIS провели, гастролируя по Британии, Западной Европе и Америке, так что работа над их новым диском началась лишь в конце 1984. "Flaunt the Imperfection" появился на прилавках пластиночных магазинов в мае 1985-го и стал самым популярным альбомом группы в Британии, где занял 9-е место, а также первым ее диском, имевшим заметную популярность в США - там он стал 171-м. Что, впрочем, неудивительно, ведь именно на американскую аудиторию был ориентирован материал пластинки.

    Не менее половины песен с нее несут откровенную соуловую окраску, со вкусом и последовательно аранжированы, особенно в инструменталах. В этом большая заслуга их очередного продюсера - Уолтера Бейкера из STEELY DAN и саксофониста Стивена Грегори. Влияние STEELY DAN особенно заметно в таких вещах пластинки, как "The Highest High" и "Black Man Ray", запоминающихся образчиках арт-попа 80-х.

    Недостатками лонгплея являются его мелодическая неизобретательность и текстовая безыскусность, порой работа над звуком заслоняет собой музыку, тем не менее, публикой материал был принят на "ура" - два первых взятых с альбома сингла, "Black Man Ray" и "King in a Catholic Style (Wake up)" - поднялись в британскую "Тор-20" (№11 и №19 соответственно), третий же хит, "You Did Cut Me", пользовался умеренной популярностью (№54). Свое мировое турне музыканты проводили уже в качестве "гвоздей шоу".
    Поклонники коллектива держат "Flaunt the Imperfection" за попытку выйти из рамок тривиальности, отчаянное усилие остаться на завоеванных позициях. В британской прессе альбом встретили, в целом, тепло, а журнал "Musician" охарактеризовал новую программу парней как "интригующий и энергичный гибрид из DIRE STRAITS и HAIRCUT 100".

    Первая половина 80-х оказалась периодом наибольшей популярности и творческого успеха CHINA CRISIS, однако затем "новая волна" схлынула и большинство ансамблей, представлявших ее, распалось, либо утеряло популярность. CHINA CRISIS отнеслись ко второй категории, но тогда еще этого не знали, и в 1986-м записали и выдали на гора свой новый альбом "What Price Paradise?". С этого момента Дэйли полностью переключился на вокал, передав клавишные новому, пятому участнику СС, Брайану МакНейлу, однако не столько это оказалось заметно, сколько работа руководивших записью диска Клайва Ланджера и Алана Уинстенли, известных по работе с MADNESS. Звучание сместилось в сторону большей акустичности и какой-никакой резковатости, однако утратило ту свежесть, выразительность и аккуратность, которая отличала звучание предшественников, а от следующего диска "What Price Paradise?" отличался какой-то размытостью и шершавостью; общее впечатление от него - этакий эксперимент CRISIS`а с целью перейти от синтипопа к легкому джазу. Впрочем, песни хотя и выглядят достаточно традиционно на- и записанными, но, все же, привлекательны для самой широкой публики. Среди лучших оказались песни "Hampton Beach", "Worlds Apart", "Arizona Sky" and "The Understudy".

    Тем не менее, альбом обозначил отступление, и серьезное, прежде всего, в коммерческом плане - занял только 63-е место в британских чартах; при этом в США диск поднялся на 114-е место и стал самым популярным альбомом бэнда за океаном. В него вошел последний заметный хит СС - "Best Kept Secret", который в 1987-м занял 36-е место британского хит-парада; вышедший перед этим сингл "Arizona Sky" имел умеренный успех на 47-й позиции.

    Последовала двухлетняя пауза, и в 1989-м CRISIS выпустили прекрасный диск "Diary of a Hollow Horse". Работой над диском руководили Бейкер и знаменитый продюсер-электронщик Майк Торн. Соответственно, и подход их к материалу был различен - Торн склонялся к более разреженному звучанию (кстати, все синглы с альбома были спродюсированы им), Бейкер же "обогащал" звук духовыми (саксофон, флейта), дополнительной гитарой и женскими подпевками. В целом, альбом хоть и не выглядел шедевром, но смотрелся привлекательнее предыдущего диска, открывая перед музыкантами новые пути развития без полного отвержения "фирменного" звучания.

    Реакция критики была самой доброжелательной за всю карьеру ансамбля, однако для широкой публики мнение журналистов оказалось побоку - лонгплей стараниями преданных фанатов смог-таки дойти до 58-й позиции британского хит-парада, однако тираж его оказался крайне мал. Отвратительно выступили и синглы - "Saint Saviour Square" (№84) и "Red Letter Day" (№81).

    После этого у CRISIS`a начался форменный кризис, вызванный тем, что их рекорд-фирма "Virgin" начала возникать по поводу того, что тиражи, мол, слишком уж маленькие. Также Дэйли и Ландону высказывалась настоятельная просьба избавить себя от своих коллег и продолжать деятельность вдвоем. Парни от настолько гнусного компромисса отказались, но, несмотря на это, в 1990-м CHINA CRISIS разрешился и ансамбль распался. Контракт с "Virgin" был примерно в то же время прекращен, и фирма, пытаясь выдоить из группы хоть что-то еще, выпустила на протяжении первых лет 90-х две практически идентичные компиляции творчества СС - "The Collection" (№32 в Британии) и "The Best of".

    "Новые новости" от коллектива появились только в 1994-м, когда Джонсон, Дэйли, Ландон и Уилкинсон объединились для записи своего финального альбома "Warped by Success". Диск вышел на маленькой фирме и интересно, что Джонсон и Уилкинсон были обозначены на обложке альбома лишь как "гости". Пластинка получилась очень слабой по привычным стандартам коллектива и единственной сколько-нибудь выдающееся песней на ней стал единственный сингл "Everyday the Same", который занял в британских списках 99-ю (!) позицию. На протяжении всей карьеры звучание CHINA CRISIS, в целом, оставалось характерным, несмотря на смену продюсеров и смещение акцентов в инструментарии, - это была мягкая, расслабляющая комбинация звучания клавишных, гитары и вокала. Последний же альбом ансамбля получился настолько расслабляющим, расслабленным и легковесным, что особенных впечатлений после прослушивания пластинки не остается. Нужно сказать, что этот фоновой и необязательный (хотя и приятный) диск не имел вообще никакого успеха, что, видимо, и привело к новому распаду СС. Воссоединились Дэйли и Ландон только в 2000-м для участия в ностальгическом "Here and Now tour" "звезд" поп-музыки 80-х.

     

    ©2004 Vladimir Kruglov

    


    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100