Звезды "новой волны" - Fad Gadget
Fad
Gadget - невоспетые первопроходцы электронной музыки. Пожалуй, по уровню своего
влияния на развитие данного направления этот проект стоит в одном ряду с такими
гигантами, как the Human League, Ultravox, Visage и Soft Cell. Достаточно
сказать, что такая группа, как Depeche Mode, просто не состоялась бы без колоссального
влияния на себя Fad Gadget. Тем не менее, сегодня этот феноменальный коллектив
практически забыт - возможно потому, что не вписывается в узкие рамки, определяемые
критикой для каждого направления. Стилистика Fad Gadget отличалась крайней
самобытностью - несмотря на то, что синтезаторы и электронные инструменты
являлись основой звучания всех пластинок, выпущенных под этой маркой, песни
их были далеки от несложных танцевальных ритмов или "неоромантических"
электронных созвучий. Мрачный, грубый, холодный и серый, как бетонная стена,
саунд, и под стать ему упадническая, насквозь пропитанная безысходностью и
черным сарказмом лирика - это убийственное сочетание и стало, пожалуй, одной
из главных причин современного забвения этого неординарного состава. Естественно,
что приобрести широкий коммерческий успех с подобного рода материалом было
практически невозможно, и вот еще одна причина забвения - имя Fag Gadget просто
очень мало что говорило (и говорит по сю пору) широкой публике. Уж куда меньше,
чем имена любого из названных уже ансамблей. Тем не менее, данное обстоятельство
- отсутствие широкого коммерческого успеха - представляет минимальное значение
при оценке творчества Fad Gadget. Огромное количество индустриальных, электронных,
готических групп, творивших и творящих под впечатлением от всего лишь четырех
пластинок ансамбля, является наилучшим доказательством важности и влиятельности
его, и с течением времени можно рассчитывать на то, что положение Fad Gadget
как одного из важнейших актов пост-панкового бума начала 80-х будет признано
не только специалистами, но и широкой публикой.
****
Проект Fad Gadget обязан своим существованием Фрэнку Тови.
Этот колоритный человек родился в Лондоне в 1957 году. Он рос, слушая музыку
группы T.Rex, Игги Попа, Боба Дилана и Лу Рида - именно эти исполнители оказали
на него наибольшее влияние, но стал Фрэнк известен как один из первопроходцев
музыки электронной. Он с самой юности решил посвятить себя миру искусств,
и в 1975-м поступил в Лидский политехнический университет на факультет изящных
искусств. В качестве своей специализации он выбрал т.н. "перфоманс-арт"
- то, что можно назвать "спектаклями одного актера". Марк Алмонд,
учившийся вместе с Фрэнком, вспоминал о них так: "Спектакли, которые
ставил Фрэнк, были отмечены влиянием пантомимы (школа Линдси Кемпа), соответствующим
образом мрачны (обычно в приглушенном свете) и вызывающи (нагота, ругательства,
имитация секса)". Не надо, однако, думать, что один Фрэнк был такой забавный
- спектакли других студентов, того же Алмонда, мало в чем уступали (если вообще
уступали) его экспериментам.
В университете Фрэнк также присоединился к группе, состоявшей
из десятка человек и исполнявшей вариации на тему панка. Иногда он пел, но
насчет своих вокальных данных ободрен, в целом, не был. По окончании курса
Фрэнк вернулся в Лондон. Панк к тому времени уже начал выдыхаться, однако
благодаря ему зародились многочисленные и весьма интересные явления - и среди
них электронное движение, получившее спустя какое-то время название "синтипоп".
Несмотря на то, что ни один из былых кумиров Фрэнка в использовании электроники
замечен не был, Тови нашел направление достаточно интересным и экстремальным,
чтобы попытаться воплотить в его рамках свои идеи. Он купил дешевую ритм-машину,
затем не более дорогое электропианино, затем двухдорожечный магнитофон "ReVox",
и с помощью этого нехитрого арсенала записал несколько своих первых вещей.
Результат предсказуемо получился примитивным и однообразным - впоследствии
Фрэнк говорил, что действительно заняться электронной музыкой его сподвигло
прослушивание безымянного дебютного альбома американской электропанк-группы
Suicide (записанного, замечу, при помощи ритм-машины и органа) и летнего суперхита
1978-го "I Feel Love" Донны Саммер и Джорджио Мородера. Минималистичный
эвук этих пластинок парню понравился оченно.
Свою лондонскую квартиру Тови делил еще с тремя оболтусами,
и один из них, услышав эксперименты Фрэнка, дал ему адрес Даниэля Миллера
- основателя проекта The Normal и автора андеграундного хит-сингла "T.V.O.D./Warm
Leatherette". Для выпуска этого сингла Миллер создал лейбл "Mute
Records", но издавать на нем решил не свои записи, а чужие.
Двое энтузиастов электроники встретились в одном из лондонских
магазинов независимой фирмы "Rough Trade" (которая, кстати, распространяла
пластинки "Mute"), и Фрэнк вручил Даниэлю свою демонстрационку.
Тому песни понравились, и так Фрэнк стал первым исполнителем, начавшим работать
на "Mute" (исключая, конечно, Миллера/The Normal'а). Официального
соглашения парни не заключали, решив, что их деловые отношения будут строиться
на честном слове и джентльменском рукопожатии (кстати сказать, эта схема применялась
Миллером ко всем артистам, работавшим с ним, вплоть до середины 80-х).
Первое выступление Фрэнка состоялось в лондонском "Moonlight
Club" (район Западный Хэмпстед) в июле 1979, далее последовали еще несколько
клубных концертов. Они радикально отличались от более поздних перфомансов
Тови - он просто стоял на сцене со своими синтезатором, магнитофоном и драм-машиной
и исполнял песни, тупо вперив взгляд в инструменты. В те времена это выглядело
очень оригинально, кроме того, имидж исполнителя электронной музыки предполагал
некую статичность и роботоподобность - сказывалось влияние Kraftwerk. Заодно
столь странное поведение (тогда еще) шокировало публику - гитарные группы
отличались поведением абсолютно иным, а так как они на тот момент абсолютно
преобладали, то все, кто отличался своим поведением от них, вводили обывателя
в состояние непонятки и задумчивости.
Дебютный сингл исполнителя вышел в начале сентября 1979,
правда, выступать под своим именем Тови не собирался, у него уже был готов
творческий псеводним "для этих дел" - Fad Gadget, что можно перевести
как "Причудливый механизм". А сингл то был "Back to Nature"
с би-сайдом "The Box". Рудиментарное, холодное и грубое "индустриальное"
звучание синтезаторов и электроники резко контрастировало (либо же прекрасно
дополняло) с текстами - унылыми саркастическими измышлениями на тему городской
жизни. Так Фрэнк уже в первом релизе и названием, и содержанием заявил творческое
кредо своего проекта. А сингл моментально выделил его из когорты большинства
прочих электронщиков, предпочитавших петь о научной фантастике.
Следующий релиз странного проекта, состоящего (пока что)
из одного-единственного участника, появился в музыкальных магазинах в марте
1980 - это был сингл "Ricky's Hand", ставший ныне признанной классикой
раннего синтипопа. Мрачно-натуралистичная история с моралью "пьяным за
руль на садись" оказалась оттенена прогрессивным синтезаторным сопровождением,
в создании которого важную роль сыграл Даниэль Миллер (он вообще часто помогал
своим подопечным в студийной работе) - в частности, именно он придумал великолепную
"каскадную" электронную мелодию, сильно "облагородившую"
гипнотическое полотно композиции, состоявшее из манипуляций с фонограммами
и меняющегося ритма драм-машины. Не менее важной составной частью сингла стала
и его обложка - на ее обороте гордо указывалось, что обе песни, поместившиеся
на пластинке (второй стала демо-версия сингла, "The Handshake"),
созданы исключительно при помощи синтетических источников звукоизвлечения.
Звездочками помечены были неэлектронные источники - ленты с фонограммой, женский
вокал и... двухскоростная электродрель фирмы "Black and Dekker".
Этот сингл уже приобрел широкую популярность на "независимом"
рынке Британии - он вошел в недавно созданный хит-парад "инди",
где пробыл три месяца и поднялся до 11-й строчки, став одним из самых успешных
синглов Тови.
Концертные выступления Фрэнка постепенно начали обретать
более энергичную форму, холоду и статичности электронного звучания он решил
противопоставить истинно панковский "угар" на сцене, что на фоне
скованности и мимических упражнений тогдашнего лидера электронного движения,
Гари Ньюмана, и его многочисленных копий выглядело просто вызовом. Впрочем,
вызовом было пропитано все творчество Тови - взять хоть оформление обложек
его пластинок: так, сингл "Back to Nature" вышел в конверте, на
лицевой стороне которого был запечатлен обнаженный Фрэнк, повернувшийся к
слушателю отнюдь не лицевой своей частью; а на обороте конверта "Ricky's
Hand" была помещена мини-история того, как некий мужчина опускает руку
в миксер, после чего некая женщина нажимает на кнопку старта и понятно, что
с рукой товарища происходит. От компромиссов Fad отказался уже в самом начале
карьеры.
Третий сингл, вышедший в сентябре 1980 "Fireside Favourite",
не только предварил выход парой месяцев позднее дебютного альбома певца, но
и дал ему имя. Ко времени записи материала Fad Gadget перестал быть "группой
одного человека" - Фрэнк набрал себе аккомпанирующий состав (впоследствии
он часто менялся в персоналиях), спектр же звучания расширился привнесением
"традиционного" инструментария - ударных и перкуссии, баса, гитар,
даже духовых. Песня затрагивала весьма актуальную и злободневную в те времена
тему ядерной катастрофы - текст повествовал о ней весьма натуралистично, что
порой отталкивало от Тови и "независимую" аудиторию - несмотря на
почти позитивное настроение музыки, в "инди"-списке сингл занял
лишь 28-ю позицию.
Впрочем, одноименный альбом продавался хорошо, достигнув
7-й строки в альбомном разделе того же списка. Это был по тем временам очень
серьезный успех, репутация проекта в "независимых" кругах была крайне
высока. В его записи, помимо Фрэнка, участвовали Миллер, который разделил
с автором исполнение на клавишных и синтезаторах, перкуссионист Джон Фраер,
барабанщик Ник Кэш из группы 999, и басист Эрик Радклифф (также - штатный
звукорежиссер "Mute"). В пластинку вошел весь материал третьего
сингла Fad Gadget - "Fireside Favourite" и би-сайд "Insecticide"
(примечательная, между прочим, вещь, взгляд на жизнь с точки зрения мухи,
снабженный искаженными звуком и вокалом, напоминающими назойливое мухино жужжание),
старая вещь "The Box", текст которой похож на краткий пересказ сценария
какого-нибудь малобюджетного триллера, а также саркастические композиции "Salt
Lake City Sunday", едкая сатира, направленная на церковь мормонов, "Newsreel",
актуальная даже сейчас вещь, в которой высмеиваются журналисты-"папарацци",
заводная "Coitus Interuptus" (так по-научному называется выведение...
э-э-э... мужского полового органа из женского перед семяизвержением - текст
соответствует), "Pedestrean", мрачный взгляд на индустриальную цивилизацию,
и экспериментальная "Arch of the Aorta", в которой на гипнотическую
синтезаторную мелодию а ля Гари Ньюман наложены искаженные записи диалогов
из различных фильмов и сериалов.
Композиции строились вокруг жесткого, тяжелого и монотонного
ритма ударных и баса (настоящих и электронных), все это обрамлялось резкими
электронными шумами и холодными, угловатыми мелодиями; хотя в центре был,
конечно же, мрачный вокал Фрэнка, который своим стилем явно подражал Игги
Попу (позже манеру Тови в гораздо более приглаженном виде перенял Дэйв Гэхан
из Depeche Mode). В целом, альбом вышел хотя и слегка однообразным, но оригинальным
дебютом, показавшим, что Фрэнк - крайне самобытная фигура на электронной сцене,
и заложившим основу для будущей эволюции его стиля.
Большая часть 1981-го, ставшего годом прорыва электронной
музыки к массовому слушателю, была, тем не менее, довольно бедна на события
в лагере Fad Gadget. В марте был выпущен очередной неальбомный сингл "Make
Room", своеобразный эксперимент Фрэнка с фанком. Правда, сингл более
известен по своему скандальному би-сайду с говорящим названием "Lady
Shave", который ныне пользуется большим успехом в программах танцевальных
клубов направления "электроклэш", одним из зачинателей коего Фрэнка
ныне провозгласили. В записи "Make Room" принял участие бывший участник
новаторской панк-группы Wire, барабанщик Роберт Готобед. Сингл этот занял
21-е место в списке "инди"-синглов и единственным из релизов Fad
Gadget попал в американские списки - в танцевальном разделе хит-парада журнала
"Billboard" он стал 64-м.
А спустя более чем полгода, в ноябре, увидела свет вторая
полноценная программа Фрэнка сотоварищи - "Incontinent". На ней
несколько поменялся состав аккомпанирующей группы - за ударные снова сел Ричард
Готобед, на басу и гитару играл Петер Балмер, а дополнительный синтезатор
и перкуссию вел Дэйв Симмондс. Песни оказались даже более мрачными и "грязными"
в плане содержания, никуда не делись "фирменные" сарказм и черный
юмор, хотя музыка выгодно отличалась от весьма однообразного дебюта - она
уже менее опиралась на электронику, значительно разнообразилась инструментальная
палитра, отмечен более высокий уровень продюсерской работы. В пластинку вошли
будущие синглы - "King of the Flies" (отличная, напористая поп-мелодия)
и "Saturday Night Special" (с клавесином, хором мальчиков и строчками:
"Каждого должно быть позволено иметь оружие, каждый должен иметь право
пристрелить кого-нибудь"), среди прочих же можно выделить жесткий инструментал
"Diminished Responsibility" с грохочущей перкуссией и зловещим гудением
мелодии, чарующую титульную инструменталку, "Blind Eyes" (песня
об обывателях, которым плевать на все и вся, кроме них самих - "Поговорим
о проблемах? Нет, ну что вы, я же кушаю! Будем петь о проблемах? Не сейчас,
я танцую! Почитаем о проблемах? Что, не видите, я сплю! Как же собираешься
решать проблемы? Ну, я об этом еще думаю..."), "Swallow It"
(практически о том же - "Вы верите всему, что вам покажут! Глядите, как
массам скармливают мусор" и т.д.), мрачную "Innocent Bystander"
(о людях, живущих по принципу "моя хата с краю") и "Plain Clothes"
(проклятия по адресу полицейских в штатском). На обложке Фрэнк предстал в
виде некоего персонажа уличного кукольного театра, размалеванного горбуна
со зловещей ухмылкой - типа безумного клоуна из какого-нибудь фильма ужасов.
Американский критик Айра Роббинс ("Trouser Press")
выразил смешанные чувства по отношению к материалу: "В целом, материал
довольно интересен, но ни одна композиция по-настоящему не цепляет; альбом
бессвязен и самонадеян". Однако публика в Британии была удовлетворена
- альбом доказал, что панк-дух еще не до конца выветрился из электронной музыки,
и три месяца бороздил просторы "инди"-чарта, забравшись в этот период
аж на 8-ю строчку. Неплохо выступили и синглы - "Saturday Night Special"
стал 22-м, а "King of the Flies" - 17-м. Тем не менее, широкая аудитория
оставалась в неведении относительно этого феномена - и не только из-за спорного,
а то и скандального характера его песен, но и потому, что Фрэнк не снимал
видеоклипов, имидж его никак не вписывался в формат журналов вроде "Smash
Hits", а к телепрограммам вроде "Top of the Pops" его не подпускали
и на пушечный выстрел.
Однако концертные выступления Фрэнка проходили неизменно
при полных залах. В этом "виновато", в том числе, и его поведение
на сцене - а оно включало, среди прочего, различные акробатические трюки,
"ужимки и прыжки", а также такой перфоманс, как публичное покрытие
себя кремом для бритья и последующее собственно бритье - как правило, под
звуки песни "Lady Shave". Кроме того, Фрэнк пытался разрушить барьер
между слушателями и исполнителями на свой причудливый манер: он одним первых
широко использовал такой трюк, как "стэйдждайвинг" - прыжки со сцены
в аудиторию. Конечно, в этом легко угадывалось сходство с его кумиром Игги
Попом, который еще в 70-х сигал в публику, публика же поднимала его на собой
на руках, держала некоторое время, затем осторожно возвращала на сцену и после
этого многоголосно приглашала повторить. То же самое, но уже в 80-х, проделывали
фанаты Фрэнка. Естественно, что концерты не проходили без причинения здоровью
вреда различной тяжести. Тови так вспоминал об этом: "На каждом концерте
я ранил себя, был весь в ссадинах. Однажды начал крутить микрофон над головой,
а шнур обмотался вокруг моей шеи, и микрофон ударил мне прямо по носу, разбив
его в кровь. И домой я возвращался весь обмотанный бинтами и заклеенный пластырем.
Я часто размышлял, почему веду себя так, ведь я причиняю самому себе вред.
Проблема в том, что на сцене я так завожусь, что просто не могу остановиться,
энергия прет из меня и я не могу себя контролировать". Причем каждое
шоу чем-то отличалось от предыдущих и последующих, так что фанаты шли на выступления
Fad Gadget, просто не зная, чего ожидать. Полные самоотверженность и самоотдача
исполнителя, тем не менее, не прошли даром, собрав вокруг него вполне серьезную
армию поклонников - причем не только в Британии, но и в Европе.
В конце сентября 1982 Fad Gadget выпустили первый сингл со своего нового,
третьего альбома - "Life on the Line". Прекрасная гладкая мелодия
и интеллигентный текст дали публике понять, что Фрэнк не собирается повторяться
- его новый материал обещал смену музыкального направления. Композиция три
месяца была в "инди"-чарте и впервые поместила Тови сотоварищи в
первую десятку (на 10-е место). Можно также отметить, что этот сингл первой
из малых пластинок коллектива был выпущен в формате 12 дюймов. Однако, как
и всегда, нашлось то, что отпугивало публику - на обложке сингла был изображен
человек, повешенный на дереве за ноги. Фрэнк всегда давал понять, что капитулировать
перед правилами шоу-бизнеса не намерен и что гладкая мелодия отнюдь не предполагает
"сладкой" упаковки.
Изданный в ноябре 1982, альбом "Under the Flag"
подтвердил cмену стилистики - манера стала менее назойливой и "грузной",
музыкальные критики отметили сильное влияние танцевальной музыки и средненькое
- направления "белый соул", продюсерская работа оказалась, в целом,
более традиционной для того времени (как это понимали Фрэнк и Джон Фраер -
продюсеры диска), звучание стало прямолинейнее, атмосфера - легче и понятнее
широкой аудитории. Однако тексты непоколебимо отстаивали независимость от
"традиционной" тематики или научно-фантастических сюжетов. Фрэнка
не интересовали ни машинерия и андроиды, ни любовные излияния - фокусом для
него оставалась жизнь обычного человека, его страхи, горести, проблемы, его
одиночество в окружающем мире. В этой связи неудивительно появление на альбоме
откровенно злободневных мотивов - в основном, критики курса консервативного
правительства Мэгги Тэтчер (особенно явно в титульных композициях и в "The
Sheep Look up"). Рост безработицы, бессилие "маленького человека"
перед лицом махины государства, внешнеполитические акции вроде конфликта вокруг
Фолклендских островов - все это нашло отражение в песнях нового альбома Fad
Gadget. Вообще, по сравнению с ранними работами стилистика Фрэнка здесь стала
значительно более "взрослой", цельной и направленной.
В записи альбома участвовали клавишник Дэйв Симмондс, гостья из коллег по
"Mute", дуэта Yazoo, Элисон Мойет (бэк-вокал, саксофон), обложку
оформил Антон Корбийн - на ней Фрэнк предстал размытой, будто нанесенной несколькими
мазками фигурой, несущей флаг.
Странно, но встретили "Under the Flag" прохладнее,
нежели ранние работы - в "инди"-чарте он занял лишь 14-е место и
пробыл в списке чуть больше месяца. Однако вскоре музыка Fad Gadget начала
выходить к широкой аудитории - это случилось благодаря появившемуся в январе
1983 синглу "For Whom the Bells Toll", как раз и посвященному конфликту
на Фолклендских островах. Благодаря его популярности на радио (а также, возможно,
благодаря довольно мирной обложке, на которой был помещен силуэт Фрэнка, держащего
на руках свою новорожденную дочь) и сингл, и альбом впервые в истории проекта
вошли в национальный британский хит-парад "Top-100". Начатое примерно
в то же время турне Fad по Британии и Европе призвано было закрепить (а там
- чем черт не шутит! - и расширить) успех, однако все планы пошли прахом из-за
происшествия, надолго выведшего исполнителя из строя, - во время концерта
в Амстердаме Фрэнк так завелся, что решил совершить свой излюбленный трюк,
прыжок в публику, но в угаре не заметил ограждения перед сценой и, неловко
приземлившись на него, порвал сухожилия на обеих ногах. Немедленную госпитализацию
отверг и закончил выступление, сидя на краю злополучной сцены, однако продолжать
турне оказался не в состоянии и был вынужден взять длительный отпуск. Правда,
стоит заметить, что и по излечении продолжал в том же духе.
1983-й оказался для Тови, в целом, довольно малоуспешным
и малопродуктивным годом. Фактически, за двенадцать месяцев он выпустил лишь
две пластинки, и обе они оказались синглами - вторым синглом стала песня "I
Discover Love" (на обложке - каменное сердце, облепленное кровавыми ошметками),
не особенно помогшая исполнителю в закреплении репутации у широкой публики.
"Инди"-списки прореагировали привычно благосклонно (№15), а вот
в национальную "Тор-100" пластинка не вошла. Тем временем, полным
ходом шла запись очередного, четвертого альбома Fad Gadget - "Gag".
Об окончании работы над ним возвестил в январе 1984 выход
сингла "Collapsing New People". Дело в том, что часть материала
записывалась и вся программа микшировалась в Берлине, на студии "Hansa",
бывшей в то время одной из самых передовых в отношении технического оснащения.
А еще в Берлине Фрэнк познакомился с немецкими музыкантами из группы Einsturzende
Neubauten ("Collapsing New Buildings" - "Разрушающиеся новостройки").
Эти первопроходцы направления "индастриал" повлияли (как, впрочем,
и Фрэнк) на очень многих электронных музыкантов, в частности, на Depeche Mode.
Кроме того, их записи в Британии выпускала фирма "Mute". Так что
сотрудничество столь колоритных фигур было практически неизбежно.
Результатом этого сотрудничества и стала песня "Collapsing New People".
Ныне она является настоящей классикой музыки 80-х - великолепным сочетанием
индастриала, синтипопа и танцевальной музыки. Грубый металлический ритм в
манере "краутрока", гипнотически звучащая расстроенная гитара, синтезаторное
оформление - и саркастический текст, в котором высмеиваются представители
различных "модных" течений 80-х, позеры, для которых имидж важнее
внутреннего содержания. К таковым можно отнести "готов" и, очевидно,
"неоромантиков", которые к 1984-му из изысканных и элегантных декадентов
превратились в образчики дурного вкуса (как и положено декадентам, кстати).
Песня стала самым крупным в коммерческом отношении успехом
Фрэнка и компании - в "инди"-чарте она дошла до 5-го места и была
в списке более квартала, а в "лучшей сотне" национального хит-парада
достигла 86-й позиции. Кроме того, песня обрела успех на европейских дискотеках.
На нее были подготовлены два протяженных ремикса - "лондонский"
(Даниэль Миллер и молодой продюсер Флад) и "берлинский" (Фрэнк и
видный деятель звукозаписывающей команды "Mute" Гарет Джонс), каждый
из которых также получил свою долю признания.
Успех сингла благотворно сказался и на альбоме - "Gag"
также достиг 5-й строки в "инди"-списке и снова вошел в "Тор-100"
Британии. В целом, его направление продолжало стилистику "Under the Flag"
(по крайней мере, в текстовой части), музыка, однако, оказалась сдвинута более
в "индустриальную" и экспериментальную территорию. Ее отличали мощный
ритм, обильная синтезаторная поддержка, "шумовые" приправы в аранжировках
и присутствующая почти везде гитара (на которой играл участник группы Ника
Кейва, the Birthday Party, Роланд Ховард). В текстовом плане можно выделить
также песню "Sleep", посвященную его дочери весьма мрачную "колыбельную".
Антон Корбийн и на сей раз поработал над обложкой - для нее Фрэнка "облили
смолой и вываляли в перьях", после чего сфотографировали в "мученической"
позе.
Также возможно, что успеху альбома поспособствовало появление
Фрэнка в видеоклипе к весеннему хиту 1984-го, классической песне "Dr.
Mabuse" немецкой группы Propaganda. В нем Тови выступил этаким "брутальным
индустриалистом", пытаясь разбить различные металлические конструкции
(пушку, ванну, батарею...) другими металлическими конструкциями (молотом,
трубою...). Далее с "Gag" были еще один сингл - "One Man's
Meat", ставший дежурным хитом (№21 в списках "инди", №92 в
национальной "Тор-100") и турне, после чего Fad Gadget как группа
прекратил свое существование. Может показаться странным, что Фрэнк перестал
выпускать альбомы в рамках этого проекта на пике его, проекта, популярности;
популярности, которой ничуть не мешала экспериментальная и вполне новаторская
ориентация его материала. Однако мрачный мир Fad Gadget, серый, безликий,
лишенный любви и даже похоти, подчеркнуто, по-британски асексуальный, лишенный
страстей и желаний, не мог иметь иной концовки. Ничего удивительного в том,
что группа, посвятившая свое творчество усталости и распаду - распадается
от усталости. А усталость эта весьма понятна - к 1984-му люди в Британии,
измученные экономическими проблемами, безработицей и международной напряженностью,
видели в музыке уже не средство донесения до верхов своих требований, а средство
отдохновения и расслабления. И такие, как Фрэнк, те, кто не желал развлекать,
а буквально пихал жестокую реальность в лицо слушателю, встречали все большее
раздражение и отторжение. Механизмы шоу-бизнеса, окончательно оправившегося
от последствий панк-революции, наконец, вошли в привычную колею своей работы,
и людям вроде Тови не было в этих механизмах места.
******
Конечно, с "кончиной" Fad Gadget для Фрэнка ничего
не закончилось - наоборот, началась его сольная карьера. Правда, это случилось
не сразу, а лишь год спустя, пока же наш герой взял отпуск и занялся осмыслением
дальнейших творческих планов.
Тем временем, в сентябре 1984 вышел, наконец, его совместный проект с известным
скандалистом и индустриальщиком, лидером проекта NON Бойдом Райсом, альбом
"Easy Listening for the Hard of Hearing" ("Легкая музыка для
слабослышащих"). На самом деле, этот альбом был записан еще в 1981-м,
однако из-под сукна его материал извлекли только спустя три года. Двенадцать
"отрывков" (в буквальном смысле, если верить названиям треков -
"Extraction 1", "Extraction 2"...) содержат музыкальные
фрагменты, типичные для шумовой культуры начала 80-х. Найденные музыкантами
сочетания звуков, "собранных или изданных немузыкальными предметами",
обычно повторяются практически без всякого развития в течении всего трека,
не слишком длинного, правда. Это совсем не музыка в привычном смысле этого
слова, скорее, коллажи из звучания различных предметов, по которым можно бить.
Впрочем, есть исключения из этого правила, но их немного и, в общем, тут неуместно
говорить о каких-либо мелодиях. Треки в музыкальном плане можно сравнить с
ранним творчеством Chris & Cosey и Zoviet France. В результате этой монотонности
композиции создают гипнотичную атмосферу, и, если к ним внимательно прислушиваться,
то можно оказаться в некоторого рода трансе. Альбом хорош для любителей экспериментального
шумового направления в индустриальной музыке, как творческую же удачу его
стоит рассматривать лишь для Тови - для Райса запись подобного материала дело
довольно рутинное. "Не такой уж и радикальный, но не содержащий и толики
шарма, этот альбом впечатляет своей структурой, но в то же время неимоверно
раздражающ", - Айра Роббинс.
Приключения Фрэнка в индустриальных дебрях продолжились и
в 1985-м - в Лондоне им был устроен "Концерт для голосов и машин",
в котором также на равных приняли участие Einstuerzende Neubauten и легендарная
фигура индастриала, лидер команд Throbbing Gristle и Psychic TV Дженезис Пи-Орридж.
Концерт закончился тем, что устроители перфоманса попросту развалили сцену
привнесением на нее излишнего количества различных машин и механизмов, а представители
местных властей вырубили электричество и вызвали полицию.
А летом 1985 вышел дебютный сольный сингл Фрэнка Тови - "Luxury".
Мелодичная и прочувственная песня с традиционным для Тови текстом, критикующим
западную идеологию "погони за длинным баксом", она имела успех в
"инди"-чартах (№20) и была издана во множестве стран (включая США,
где распространением его творчества занялась солидная компания "Sire").
Казалось, у Фрэнка появился, наконец, шанс проскользнуть в "Тор-75",
однако он сам все снова разрушил непростительно долгим для 80-х годичным перерывом.
Следующий его сингл, "Luddite Joe", вышел лишь в 1986 и стал последним
"инди"-хитом в карьере Фрэнка - №44. Альбом "Snakes and Ladders"
выступил также не ахти - №21 и две недели в "инди"-списке. Материал
был явно рассчитан на то, чтобы не отпугнуть широкую публику, сместившись
в русло довольно живенького танцевального рока - мощные ритмы, обильные синтезаторные
аранжировки, прифанкованный бас и (иногда) гитарные соло. Так могли бы звучать
Wire или Human League. Однако публика прореагировала вяло - песни Фрэнка все
равно были слишком умны для нее, а его скандальное прошлое легло несмываемым
пятном на все, что бы он не записал.
Период какого-либо "коммерческого" успеха Фрэнка
подошел к концу в ноябре 1986 с выпуском сборника "The Fad Gadget Singles",
на котором были собраны все синглы бывшего проекта исполнителя и даже некоторые
би-сайды. Диск в полной мере дал понять, насколько оригинален Фрэнк на электронной
сцене, насколько выразительно его творческое кредо и "какой талант все
профукали". Пластинка заняла 18-ю позицию в "инди"-списке,
однако после этого Фрэнк в нем более не появлялся.
Собственно, его творческая деятельность стала довольно спорадической
- за весь 1987-й свет увидел лишь единственный сингл его проекта Mkultra,
"Immobilise". И лишь в 1988 Тови разродился очередным сольником
- "Civilian". В Британии его снова выпустила фирма "Mute"
(у Фрэнка с ней был бессрочный контракт), а вот в США диск уже выходил не
на "Sire", а на небольшой "Restless". Диск не пользовался
сколько-нибудь заметным успехом, да и с коммерциализацией "инди"-чартов
новый материал Фрэнка иметь успеха не мог - уже одна обложка, на которой в
серых тонах был изображен мрачный Тови на фоне унылого индустриального пейзажа,
давала понять, что развлекаловки ждать не приходится. Песни были посвящены
откровенно политическим вопросам, трудностям современной жизни в большом городе,
жестокости в политике и обычной жизни; музыка, выстроенная вокруг жесткого
ритма (на сей раз, в целом, не-танцевально ориентированного), явилась куда
более минималистской, в ней соревновались скупые мелодические инструменты
и вокал. Айра Роббинс: "Если бы не фирменный контроль Тови за песенной
структурой, эта радикальная пластинка могла бы превратиться в испытание на
выносливость. Однако в результате интригующе-вызывающий материал совершенно
не оставляет впечатления разочарования".
А далее Фрэнк, и так никогда не славившийся самоповторами,
предстал в совершенно имно свете - в 1989 вышел альбом "Tyranny and the
Hired Hand". На его запись оказал огромное влияние факт того, что Тови
решил научиться-таки играть на инструментах "по-нормальному". Дело
в том, что его дочь попросила Фрэнка сыграть одну из ее детских песенок, и
папаша вдруг понял, что ни на чем играть толком не умеет. Выбрав в качестве
инструмента гитару, Фрэнк обучился премудростям игры на ней, а заодно решил
и свой собственный материал записывать при помощи более традиционных инструментов.
И получившийся в результате материал названной пластинки явился, пожалуй,
самой "естественной" записью исполнителя.
Но попали на него отнюдь не песенки о любви - отнюдь, акустические
версии американских рабочих баллад, современных и традиционных. Несмотря на
то, что сама мысль о том, что один из первопроходцев электронной музыки записывает
фолк-альбом протестных песен, представляет подобную идею изначально обреченной
на провал, в случае с Фрэнком классические каноны не работают - "Tyranny
and the Hired Hand" вполне даже удался как на уровне подборки материала
(все критики, рецензировавшие альбом, отметили прекрасный вкус в выборе песен),
так и в собственно исполнении. Конечно, в коммерческом отношении поправить
дела артиста альбом не мог в принципе, но как раз на коммерческой стороне
дела Фрэнк к тому времени поставил жирный крест и записывал исключительно
то, что душа желала.
В 90-е Тови выпустил всего лишь два альбома - он собрал аккомпанирующее
трио из ирландских музыкантов (банджо, ударные и бас) под названием the Pyros,
сам продолжил исполнять на акустической гитаре, и в таком виде и составе Frank
Tovey and the Pyros выпустили пластинки "Grand Union" (1991) и "Worried
Men in Second-Hand Suits" (1992). Записывали парни вполне интересный
материал на основе фолка, блюза, американского стиля "kajun" и т.д.
- песни протеста, социальные комментарии, даже вещи на исторические темы (вроде
"Bethnal Green Tube Disaster" о массовой давке во время налета немецкой
авиации на Лондон в период "битвы за Британию" в 1940-1941 годах).
А
затем Фрэнк на десять лет выпал из музыкального бизнеса. The Pyros распались,
музыканты разъехались кто куда, сам Тови пережил несколько довольно неприятных
лет, разведясь с женой и т.д. Естественно, что занимала его мысли в это время
отнюдь не музыка.
Однако постепенно он вернулся к музыке - написал звуковое
сопровождение к спектаклю своего друга, затем спродюсировал альбом австралийской
группы Temple X ("Это рок-н-ролльная группа, группа, играющая на гитарах,
но когда я смикшировал их материал на компьютере, его звучание стало значительно
более электронным. И в тот момент я осознал, что электронный аспект в музыке
снова интересует меня"). И вот, в 2001-м Фрэнк решил "смахнуть пыль"
со своего старого проекта - Fad Gadget. Были даны несколько выступлений (при
помощи Temple X в качестве аккомпаниаторов), начало чему положило появление
на знаменитом лондонском "Electrofest"'е в апреле, первое концертное
выступление Фрэнка за последние шесть лет, встреченное публикой на "ура".
Фирма "Mute" выпустила двойной сборник под тривиальным названием
"The Best of Fad Gadget", объединивший все синглы, некоторые би-сайды
и кучу оригинальных сингловых ремиксов самых знаменитых вещей исполнителя.
К сожалению, шанс действительно "раскрутить" имя Тови как одной
из ключевых фигур в становлении синтипопа был упущен, особой шумихи вокруг
него фирма создать то ли не смогла, то ли не захотела, то ли не видела особого
смысла.
Концертной деятельностью Фрэнк/Fad был занят весь остаток
2001-го, выступая на разогреве во время европейского и британского туров...
Depeche Mode (в поддержку их альбома "Exciter") осенью того года.
Фактически, история совершила полный оборот - двадцатью годами ранее DM открывали
концерты Fad Gadget.
Новый материал писался все это время, и после окончания турне
с "депешами" уже намечались планы будущих записей, но... 3 апреля
2002-го Фрэнк Тови неожиданно скончался в своем лондонском доме от сердечного
приступа (надо сказать, что риску он себя повергал всю предыдущую четверть
века, так как имел проблемы с сердцем). Таким образом, шансы услышать новый
материал от этого бесспорно неординарного и уникального исполнителя, свелись
к нулю.
Однако, говоря кондовыми фразами, "наследие Фрэнка живет
в сердцах его многочисленных поклонников" и можно с уверенностью утверждать,
что еще не одна электронная/индустриальная/готическая группа будет обязана
своим существованием проекту Fad Gadget, непризнанному, как и многие истинно
уникальные ансамбли, и до поры пребывающему в практически полной безвестности.
Покойся с миром, Фрэнк, мы не забудем тебя!
©2005 Vladimir Kruglov
|