Звезды "новой волны" - Fun Boy Three
Одной
из самых популярных и авторитетных британских группы конца 70-х и начала 80-х
были признанные лидеры направления "ска" SPECIALS. Об их положении
на музыкальной сцене того времени свидетельствует хотя бы то, что все семь
синглов, выпущенных под маркой сей группы, вошли в британскую "Тор-10".
Популярность этого многочисленного состава достигла пика летом 1981-го, когда
их судьбоносный сингл "Ghost Town" три недели лидировал в чартах.
Однако он оказался последним, записанным SPECIALS в своем оригинальном составе
- вскоре после его триумфа лидер-вокалист Терри Холл неожиданно вышел из группы
вместе с двумя другими ее участниками, гитаристом Линвалом Голдингом и барабанщиком
Невиллом Стэплзом, чтобы уже в октябре официально заявить свой новый коллектив
- FUN BOY THREE.
* * * * *
Если SPECIALS исполняли достаточно легко идентифицируемую
музыку "ска", то творчество FUN BOY THREE такой же легкой идентификации
вряд ли подвержено. Это был, в целом, поп, но настолько насыщенный элементами,
поп-музыке практически не присущими - политическими декларациями, этническими
мотивами, авангардистскими замашками, - что "попсой" назвать музыку
трио язык вряд ли у кого-то повернется. Впрочем, начало 80-х было благословенным
временем для всевозможных экспериментаторов и, думается, "Весельчаки"
могли преуспеть, да и вообще существовать, только и исключительно в тот период
- когда живы были еще панк-идеалы, а в музыке предполагались содержание и
творческая оригинальность.
Итак, дебютным синглом новой группы стала песня "The
Lunatics (Have Taken Over the Asylum)". Ее, вообще-то, репетировали еще
SPECIALS как раз перед своим распадом, но записана она была лишь осенью 1981-го.
И выпущена на Хэллоуин. Более удобного времени для выпуска этой мрачной композиции
желать было трудно - монотонный и угрожающий музыкальный аккомпанемент служил
превосходным фоном, лишь усиливавшим производимое текстом впечатление: а описывался
в тексте "желтый дом", в который безумные врачи помещают здоровых
людей, лишая их прав, свобод и человеческого достоинства. Учитывая политические
воззрения музыкантов, их метафора становится вполне понятной - правоконсервативная
политика Рейгана и Тэтчер "встречала яростный отпор всех прогрессивных
сил Запада", а "Весельчаки" именно к таким вот прогрессивным
относились. "Это злободневная песня", - характеризовал сингл сам
Холл, а так как атмосфера тех дней была далека от праздничной, то и реакция
публики была соответствующей - многие посчитали сингл подрывным, однако его
20-я позиция в британских чартах была вполне закономерна: трио, и, в особенности,
Холл, пользовались довольно серьезным авторитетом.
Хотя надо заметить, что сказались и возможность записывающей фирмы парней,
"Chrysalis", сумевшей "раскрутить" довольно дискуссионный
сингл в не очень удачное в коммерческом отношении для подобных песен время.
Дебютный сингл очертил творческую и идеологическую направленность
FUN BOY THREE - в музыке это эксперименты с расширением границ поп-звучания,
в текстах же - колебания между политическими декларациями, острой социальной
тематикой и откровенным цинизмом. Конечно вряд ли это могло гарантировать
трио безумную популярность, но, по крайней мере, их комментаторский подход
выглядел более выгодно по сравнению с довольно однообразным творчеством SPECIALS.
В феврале 1982-го парни снова вошли в чарты со своим вторым и самым успешным
коммерчески синглом "It Ain`t What You Do (It`s the Way That You Do It)"
- эта кавер-версия старой песни Джимми Лансфорда была записана в дуэте с малоизвестным
тогда девическим поп-трио BANANARAMA и оказалась 4-й. По прослушивании кавера
трудно представить, что оригинал песни был написан за полстолетия до того
- "племенной быт", обилие ударных, минималистские клавишные и скоростной
хоровой напев ничего не оставили от довольно наивной любовной песенки тридцатых.
А вскоре, уже в апреле, FUN BOY THREE вернули свой долг,
появившись на дебютном сингле BANANARAMA "He Was Really Sayin` Something"
(это была очередная перепевка, оригинальное исполнение которой принадлежало
вокальной группе VELVETTES), который попал на 5-ю позицию.
Коммерческое положение три было настолько прочным, что выпущенный
весной 1982 дебютный безымянный альбом FUN BOY THREE немедленно вошел в британскую
"Тор-10", где утвердился на 7-й строчке. Менее коммерческого хитового
альбома представить сложно - после распада SPECIALS многие задавались вопросом,
какой же дорогой пойдут раскольники, но вряд ли кто-то хоть сколь-нибудь верно
представлял собой конечный результат.
Звучание альбома было построено на модном "племенном
бите", да и, практически, им и исчерпывалось. Крайне минималистские структуры
песен - лишь вокал и ударные, смотрелись радикально отлично от творчества
других исполнителей, приветивших африканские ритмы (прежде всего, ADAM AND
THE ANTS). И пусть даже были использованы другие инструменты - гитара, электроника,
- они все равно служили лишь задаче декоративного оформления и подчеркивания
ритма. При этом ритм совсем не был монотонным, поскольку был насыщен синкопированием,
да и вокалисты (причем не только участники группы, но и девушки из BANANARAM'ы)
своим пением создавали собственный, параллельный ритм и даже темп. Прекрасным
примером экспериментов группы может служить песня "Sanctuary", начинающаяся
как африканское религиозное пение и постепенно перерастающее в грегорианский
хорал; при этом пульсация племенных барабанов остается неизменной.
Сами того, очевидно, не подозревая, музыканты оказались настоящими
новаторами - в музыке альбома совершенно явственно проглядывают корни как
позднего американского хип-хопа, так и техно-стилей, расцветших десятилетие
спустя - джангла, прогрессив-хауса, техно-транса. А коммерческий успех этого
альбома очень и очень многое говорит о состоянии дел в британской музыке начала
80-х - и далеко не в пользу не просто 90-х, но даже и второй половины 80-х.
"Удивляйтесь и трепещите, слушая одну из наиболее замечательных записей
нашего времени!" - заявлялось на обороте обложки и, почему-то, это утверждение
не кажется излишне наглым и самонадеянным.
Крепко держа птицу удачи за хвост, музыканты исповедовали
практику частых синглов. И вот, уже в мае 1982-го, выходит их очередной сингл
"The Telephone Always Rings", песня, наиболее приближенная к стилистике
SPECIALS изо всего творчества "Весельчаков". Текст, как всегда иронический,
повествовал о герое, ведущем насыщенную, полную неожиданностей и сюрпризов
жизнь - и о том, как этот, казалось бы, счастливчик полон отчаяния и внутренней
опустошенности. Наполнен был действием и видеоклип, который для группы снял
большой друг Холла, Мидж Юр. В результате сингл продолжил длинную цепочку
хитов группы, поднявшись до17-й позиции.
А затем "Весельчаки" снова показали, что умеют
не только писать политические или саркастические песни, но и умело интерпретировать
"классику" - на сей раз, объектом стало легендарное творение Джорджа
Гершвина "Sumertime", ставшее в августе 18-м номером в чартах. А
далее, с осени, музыканты начали, наконец, гастролировать - и если за дебютный
год своего существования появлялась перед аудиторией "во плоти"
лишь раз пять, то с этого времени на сцене парней можно было увидеть чаще,
чем на телевидении или в видеороликах.
Впрочем, удача не всегда сопутствовала "Весельчакам"
- в конце 1982-го их композиция "The More I See (The Less I Believe)",
посвященная злободневной проблеме Северной Ирландии, подверглась бойкоту со
стороны радио и телевидения и потерпела сокрушительный крах, занял лишь 67-ю
строчку в чартах. Антиправительственная позиция парней вообще всегда была
бельмом на глазу начальства "ВВС", и здесь, видимо, телерадиовласти
смогли взять реванш.
Тем временем, Холл сотоварищи начали работать с Дэвидом Бирном,
предводителем TALKING HEADS, в роли продюсера над материалом к своему второму
альбому. Записи проходили в Британии, а конечный материал заметно отличался
от звучания раннего материала группы - продюсерская работа привнесла больше
гладкости, если не глянцевости (во многом благодаря привнесению струнных и
духовых инструментов), звучание, в целом, оказалось сдвинуто в поп-плоскость.
Однако этот поворот совсем не означал, что материал оказался плох или "продажен",
наоборот, изобретательность парней проявилась и на втором их диске, например,
в танго "Things We Do" или в наполненной мрачной игривостью "We're
Having All the Fun". Сохранилась и привычная сухая, но бьющая прямо в
цель лирика - вообще, этим FUN BOYS были сильны всегда, и безэмоциональный,
ровный вокал Холла, заставлявший задумываться даже над самыми, казалось бы,
невинными строчками.
Альбом произвел два мощных хита - первым в феврале 1983 стал
предварявший альбом сингл "The Tunnel of Love", достигший 10-й позиции
в чартах. Однако столь высокое положение песни может показаться странным,
если знать о содержании песни - как всегда, название его отнюдь не исчерпывает.
Нужно отметить, что Холл никогда не смотрел на романтические
отношения сквозь розовые очки - даже наоборот, его точка зрения состояла в
том, что подростковая любовь неминуемо должна окончиться катастрофой. Еще
в SPECIALS он написал такие песни, как "Stupid Marriage", первым
чарттоппером группы стала кавер-версия невеселой композиции "Too Much
Too Young"; как кажется, с течением времени Терри только укрепился в
своих воззрениях - более циничного хита еще нужно поискать. Если обычное содержание
поп-песни укладывается в формулу "…и жили они долго и счастливо",
то "The Tunnel of Love" говорит о том, что истинная любовь не только
не длится вечно, но несет влюбленным лишь горе и разочарование. И уж тем более
не может считаться оправданием для брака.
Кстати, о самом названии песни. Туннелем любви на английских
ярмарках называют аттракцион, в котором в коляску садятся парочки, коляска
едет по затемненному пространству и перед зрителем предстает мечта: шумят
водопады, встают дворцы и Эйфелевы башни, светят звезды, луна, поют редкие
птицы - в общем, все то, что поэты описывают в любовной лирике. Это, конечно,
декорации, обман. Именно в этом ключе авторы песни представляют нам ухаживание,
помолвку и наконец женитьбу, а вслед за ней и семейную жизнь. Затемнение кончилось,
в ярком свете стали видны декорации, заметен обман, невинная комедия кончается
драмой и разводом.
Нет, FUN BOY THREE никогда не были группой "легкоусваяемой".
Тем не менее, удача сингла обеспечила достойную рекламу альбому,
который получил название "Waiting" и, вышедши весной 1983-го, поднялся
до 14-й строки британских чартов. Таким образом, позиции группы оставались
прочными по-прежнему - ибо группа своей позицией, порой бескомпромиссной,
оказывала влияние на довольно серьезную часть британской молодежи. Однако
из-за того, что представление материала было типично английским, шансов прорваться
на американский рынок парни почти не имели. Самой успешной попыткой и стало
издание альбома "Waiting", который попал на очень скромную 104-ю
строку чартов "Billboard". Впрочем, нельзя сказать, что "Весельчаки"
как-то особенно стремились покорить заокеанскую публику.
Тем более, что публика своя, отечественная, отвечала и взаимностью
- апрельские чарты украсил очередной и, забегая вперед, последний хит от FUN
BOY THREE, "Оur Lips Are Sealed". Он не был нов - песня появилась
на свет двумя годами ранее, когда ее написали Терри Холл и Джейн Уидлин из
малоизвестной тогда американской девичьей группы GO-GO'S, гастролировавшей
по Британии. Осенью 1981 песня стала хитом в США, будучи дебютным синглом
Уидлин и ее коллег (хотя в Британии особого успеха не приобрела), теперь же
настала очередь другого автора, Холла, провести композицию в хиты уже на своей
родине.
Интересно, что в записи версии "Весельчаков" Джейн
также приняла участие. В результате получилась очень атмосферная композиция,
мало напоминавшая легковесную версию GO-GO'S, замедленная и с сильным акцентом
на ударные. Мелодия оказалась повернута в плоскость меланхолическую, пение
Холла, казалось, открывало во вроде бы простенькой песенке второе дно. Вообще
же, если издать обе версии на одной пластинке, получился бы прекрасный пример
того, насколько по-разному можно интерпретировать одну и ту же вещь.
Как бы то ни было, песня поднялась аж на 7-е место в британских
чартах. Однако этот успех, как уже говорилось, стал для трио последним - отыграв
вскоре после издания сингла концерт для радиошоу "Old Grey Whistle Test",
музыканты решили отдохнуть. К тому времени их популярность достигла пика и
Холл, видимо, посчитал потенциал группы исчерпанным. Иначе трудно объяснить
то, что в начале лета 1983-го он объявил о том, что расформировывает FUN BOY
THREE.
Музыкальные карьеры участников группы на этом, конечно, не
закончились - Холл создал новую свою группу, COLORFIELD, Стэплз и Голдинг
стали выступать как SPECIALS BEAT, а девушки из BANANARAM'ы за последующие
десять лет добились того, что обставили своих бывших менторов по продажам
в несколько раз.
Не больно то и богатое творческое наследие "Весельчаков"
в 90-е нашло достаточно полное отражение на компакт-дисках. Переизданы оба
альбома трио, выпущен концертник "Live on the Test" с записью последнего
совместного концерта музыкантов и несколько коллекций "лучшего".
Так что музыка одного из самых оригинальных составов 80-х не "исчезла
во мраке" и продолжает радовать собой тех, кто умудряется ее отыскать.
©2004 Vladimir Kruglov
|