Звезды "новой волны" - Haircut 100
HAIRCUT ONE HUNDRED продержались на музыкальной сцене весьма недолго по принятым меркам - всего только четыре года, однако за это время успели громко дебютировать
и привлечь к себе внимание на "нововолновой" сцене изобретательной
смесью легкого поп-фанка и сладкой поп-музыки, оказавшись одной из самых легко
"усваяемых" и чистеньких команд своего времени. В этом же ансамбле
начинал свою карьеру и один из главных молодежных кумиров начала 80-х - Ник
Хейворт. Однако в самый разгар популярности ансамбля он ушел из его состава,
чтобы заняться соло-карьерой. Большого успеха он не добился, а HAIRCUT 100,
лишившись своего лидера и худрука, просто не смогли ничего предложить публике
и испарились, будто никогда их и не бывало.
* * * * *
Однако начало их карьеры было довольно резвым. Однажды в
английском городке Бекингеме, что в графстве Кент, собрались трое школьных
друзей - Ник Хейворт, Лес Нимз и Грэхем Джонс. Ник и Грэхем играли на гитарах,
Лес - на басу. Ник пописывал песенки, поэтому вполне логично было, что он
стал вокалистом, а его песни - основой репертуара новой группы. Поначалу они
ничего "такого" не планировали и попросту поигрывали в свое удовольствие
и в свободное время. Однако вскоре взыграл в них гонор и возжелали они прославиться
на всю-всю Британию. Состав дополнил старый друг Ника, перкуссионист Марк
Фокс, а на ребят обратил внимание инженер Карл Адамс. Он узрел в них "звездный"
потенциал, выделил студийное время и познакомил с сессионными музыкантами,
кои вскоре и пополнили состав HAIRCUT 100 - новыми участниками ансамбля стали
ударник "Мемфис" Блэйр Каннингем, работавший до того с известными
исполнителями ритм-энд-блюза и соул, и саксофонист Фил Смит.
Вшестером парни сделали демо-запись и начали с ней добиваться
контракта. Карл Адамс превратился в их менеджера да так организовал "дело",
что вскоре за сделку с группой был объявлен чуть ли не конкурс. И, в конце
концов, звук молодых настолько пленил немецкую фирму "Arista Records",
что она предложила им наиболее выгодные условия. После подписания соглашения
"мальчишки" были отданы в руки продюсера Боба Сарджента, работавшего
с BEAT`ом, который и придал стильному попсу HAIRCUT необходимые лоск и коммерческую
привлекательность.
Уже в конце октября 1981-го был выпущен дебютный сингл группы, "Boy Meets
Girl (Favourite Shirts)", который немедленно взлетел на 4-ю позицию в
Британии, а к концу года приобрел успех и в Европе. Популярность сингла привлекла
до парней широкую аудиторию, что неудивительно - ведь юный вид музыкантов
и поп-джаз-фанковый стиль идеально подходили к тому времени. В январе 1982-го
HAIRCUT 100 реализовали свой дебютный лонгплей, названный "Pelican West",
который имел вполне предсказуемый большой успех - на родине группы, в Британии,
он поднялся до 2-й строчки официальных чартов, а по мнению чартов "New
Musical Express" вообще возглавил их. Его звучание, представлявшее собой
жизнерадостный поп с примесью легкого джаза, фанк-соул и ритмов Латинской
Америки, было пропитано ностальгией по 60-м, однако же многое взяло от современной
танцевальной музыки 80-х. Фокусными точками прелести команды были оригинальные
песни Хейворта, который, что ни говори, а написать запоминающуюся мелодию
умел, и его имидж ранимого подростка.
Однако стоит заметить, что первые два хита ансамбля стали
на альбоме лучшими не только потому, что имели успех в чартах - на самом деле,
это действительно лучшие песни парней. Конечно, на альбоме нашлось место нескольким
удачным песенкам, вроде "Fantastic Day" или "Snow Girl",
однако даже их нельзя было поставить на один уровень с синглами. Основная
проблема ансамбля состояла в "моментальности" его музыки - "Pelican
West" уже спустя пару лет звучал как "типичная музыка 1982-го".
Другими словами, испытания временем диск не выдерживал.
На пик своей популярности HAIRCUT 100 поднялись со вторым синглом - "Love
Plus One". Он дошел до 3-го места британских чартов, а в США стал 37-м
и это был самый крупный американский успех за всю музыкальную карьеру Ника.
Благодаря ей альбом дошел в Америке до 79-й строки. Эта песня - о Фолклендском
конфликте, и хотя по тексту в этакую, прямо скажем, неожиданную трактовку
ее содержания поверить трудно, но сам автор однажды так и заявил. Пусть это
останется на его совести. Сегодня эта песня выглядит наиболее типичным образчиком
кратковременного "тропического" поветрия, задувшего в британские
чарты в 1982-м некоторое число исполнителей - ритм в размерности практически
босса-новы и непрерывно хлопающая и постукивающая африкано-латинская перкуссия
плюс типично английский выговор вокалистов и чуть угловатые мелодии.
А британские и американские гастроли, тем временем, сделали участников HAIRCUT`а
главными поп-идолами 1982-го. Этот успех объяснялся не только музыкой ансамбля,
но и его образом - молодые, аккуратно подстриженные, воспитанные и интеллигентные
ребятки, приодетые под довоенных студентов 30-х своим видом как бы возрождали
в памяти золотой период британской истории.
В течение года HAIRCUT 100 выпустили еще два "Top-10"
хита - "Fantаstic Day" и неальбомный "Nobody`s Fool",
однако в начале 1983-го, во время британского тура и во время огромной популярности
ансамбля, обаяшка Хейворт абсолютно неожиданно для своих коллег и поклонников
(а скорее - поклонниц) объявил о том, что уходит из состава группы. В качестве
причин им были заявлены различия во взглядах на музыку и перспективы ансамбля.
А кроме того, в интервью Ник заявлял, что за все это время ненавидел успех,
свалившийся на группу, и если бы не ушел, заработал бы нервный срыв.
Ник решил попытать счастья на поприще сольной карьеры, фирма
способствовала парнише и подписала с ним контракт. А уже весной появился его
дебютный сольник, материал которого был выдержан в том же духе, что и песни
HAIRCUT 100. Однако о той популярности, что способствовала его бывшей группе,
Нику с тех пор оставалось только мечтать, хотя он и записал с полдюжины британских
поп-хитов.
Оставшиеся участники HAIRCUT через суд ушли от "Arista"
и под старым названием заключили сделку с фирмой "Polydor". Фокс
принял на себя функции лидер-вокалиста и команда надеялась найти успех у новой
аудитории (или, на худой конец, отвоевать расположение старой). Но замена
была слабой, а уход Хейворта с его отличительным вокалом и запоминающимися
мелодиями оказался фатальным. В лето 1983-го группа выпустила свой первый
без Хейворта сингл "Prime Time", который стал всего-то 46-м; следующие
пластинки продавались еще хуже - "So Tired", например, вообще был
только 94-м.
Формула дебютного альбома была практически скопирована на
втором диске ансамбля, "Paint and Paint", вышедшем в 1984-м. Как
вокалист, Фокс сам по себе был вполне адекватной заменой Хейворту, однако
материал получился явно вымученным, легких и беззаботных мелодий Ника здесь
недоставало как воздуха в запертой бочке, соответственно, стоит ли удивляться
абсолютно мизерабельному провалу альбома?
A вскоре после его издания HAIRCUT 100 исчезли, "аки
туман в долине". Фокс впоследствии играл в ECHO AND THE BUNNYMEN, Каннингем
записывался с Джоном Фоксом (хо-хо) и группой PRETENDERS.
©2004 Vladimir Kruglov
|