Звезды "новой волны" - Jones,
Howard
Манерный
британский герой "нью-вэйва", певец, композитор и пианист HOWARD
JONES оказался в числе основных фигур британского синтез-попа середины 80-х.
Но путь к славе был непрост - он размышлял над собственным предназачением
довольно долго и только в двадцать восемь лет подписал контракт, после чего,
в общих чертах, повторил путь Элтона Джона, благоразумно пропустив некоммерческий
период своего становления. Особенно плодотворен Джонс был в середине 80-х,
когда записал целую серию англо-американских поп-хитов и дисков, в коих профессионально
"штамповал" интеллектуально-электронный поп с типично британским
меланхолично-танцевальным настроем. При этом сильное влияние на него оказали
не только KRAFTWERK, но также и поп-музыка 60-х, и оптимистично-беззаботные
хиппи. Своим поведением он чем-то хиппи и напоминал, постоянно доказывая,
что поп-звезде не обязательно создавать вокруг себя ореол скандальности, вести
себя грубо или неприлично для того, чтобы считаться "крутым". И
публике Ховард запомнился именно в качестве одной из самых приятных и приветливых
личностей 80-х.
К концу того десятилетия мода на него прошла, что, скорее всего,
свидетельствует не об ухудшении качества его композиций, а о массовом оттоке
слушателей, которые переориентировались на другие стили и направления; тем
не менее, Ховард в течение всех 90-х оставался "культовой звездой".
Он слегка видоизменил стилистику, сейчас в его композициях отчетливо прослушиваются
джазовые темы, аранжировки заметно усложнились. Записывается довольно редко,
живет в основном на доходы от своего любимого дела - выступлений с акустическими
шоу, билеты на которые распродаются неизменно и стабильно.
* * * * *
Будущий "стар" Джон Ховард Джонс родился в День Советской
Армии, 23 февраля 1955-го, а произошло сие событие в городе Саутгемптоне,
Англия. Заинтересовался музыкой довольно рано - в семилетнем возрасте парень
начал изучать премудрости игры на пианино, а вскоре нашел себе кумиров из
области поп-музыки - ими стали, как нетрудно догадаться, BEATLES; впоследствии
Ховард всегда называл своего тезку (ну, почти) Джона Леннона музыкантом, наиболее
сильно на него повлиявшим.
Ближе к середине 60-х его семья переехала в Канаду, где Ховард и присоединился
к своей первой группе - ею стала команда под названием WARRIOR, исполнявшая
т.н. "прогрессивный" рок. Примерно в то же время он первый раз показался
на Канадском телевидении, где исполнил уэльские народные песни.
В начале 70-х семья Джонсов возвернулась в Англию. Ховард поступил
в Северный Королевский музыкальный колледж, находившийся в Манчестере, и там
начал изучать игру на классическом пианино, однако вскорости вылетел из-за
неуспеваемости. Тем не менее, кушать что-то надо было, и парубок пошел работать
на местное "Piccadilly Radio" в ночную смену. У сей работы была
положительная сторона - каждые двадцать минут эфирного времени в промежуток
между полуночью и шестью утра Ховард имел право играть отрывки из музыки собственного
сочинения. Преимущественно это были инструментальные композиции, однако однажды
Ховард не удержался и… спел, да так хорошо, что на радиостанцию обрушилось
аж целых несколько телефонных звонков от радостных слушателей, которые требовали
немедля убрать лихого юнца из эфира.
Вскоре Ховард решил начать полноценную карьеру в музыкальном
бизнесе, много сделав для этого - он выступал в нескольких джаз- и фанковых
группах Саутгемптона, среди которых были BICYCLE THIEVES ("Похитители
велосипедов") и SKIN TIGHT, но в конце 70-х пришел к тому, что начал
выступать в клубах-пабах сольно. Причем сольно он выступал в самом прямом
смысле - компанию ему составляли лишь синтезаторы и драм-машина. Впрочем,
вскоре у него появился напарник - мим по имени Джед Хойл. Ховард познакомился
с ним, узрев, как Джед танцует и "мимикрирует" по его музыку. Так
началось впечатляющее в визуальном плане сотрудничество - Ховард пел свои
песни и играл на синтезаторах, а Хойл разнообразил эти "шоу одного человека".
Так прошло несколько лет, но вот Ховард попался на глаза влиятельному
ди-джею популярного британского "Radio 1" Джону Пилу. Тот разглядел
в молодом музыканте потенциальную поп-звезду и дал ему возможность выступить
на этом радио в рамках своей уже к тому времени легендарной программы "John
Peel Show". Ховарду удалось привлечь к себе внимание шоу-бизнеса, и вот
он уже с успехом открывает концерты таких "звезд" синтипопа, как
ORCHESTRAL MANOEUVRES IN THE DARK и CHINA CRISIS, во время их гастролей по
Британии. По окончании концертной страды Джонс записал на 24-дорожечном аппарате
демо-ленту, в которую попали два его будущих суперхита - песни "New Song"
и "What is Love?" Этой лентой заинтересовался крупный концерн "WEA",
с которым в мае 1983 Ховард подписал записывающий контракт. "WEA"
стал отвечать за распространение его продукции на территории Британии и в
Европе, а в США фирмой-контрактором стала "Elektra".
Дебютный сингл Ховарда, "New Song", вышел в Англии
в сентябре 1983-го. Парень впервые появился на британском телевидении в шоу
"Top of the Pops", после чего его сингл у кратчайшие сроки приобрел
мощный успех и в пике своей популярности стал 3-м в национальном хит-параде
Британии. Этот же сингл принес ему вскоре почетный титул "Лучшего нового
английского исполнителя `83". А уже с пару месяцев спустя, в ноябре 1983-го,
появился на свет второй сингл певца, "What is Love?", имевший даже
большую популярность - он не выходил из британского хит-парада целых пятнадцать
недель, поднялся до второй строчки списка и до сих пор остается наиболее крупным
достижением Ховарда за всю его карьеру на родине.
Самый успешный год в своей карьере Джонс начал в феврале 1984-го
с выпуском третьего, почти запрограммированного хит-сингла "Hide and
Seek", который, правда, не повторил сумасшедшей популярности его первых
пластинок, добравшись "только" до 12-го места, однако это означально,
что будущий лонгплей певца будет содержать три хита. В общем, не стало неожиданностью
чартовое выступление дебютного диска-"гиганта" Ховарда, называвшегося
"Human`s Lib", - он появился в марте, моментально попав на первую
строчку британского национального хит-парада альбомов, и был №1 в списке две
недели. Альбом продержался в британских списках более года, добился "золотого"
сертификата по продажам (свыше ста тысяч копий) и оказался серьезным заделом
для будущих международных успехов певца.
Материал пластинки прекрасно подошел к периоду, когда в музыке
доминировало направление "синтипоп". Звучание песен практически
полностью электронное, Ховард записывал их самостоятельно при помощи только
синтезаторов, компьютеров и ритм-машин. Продюсерская работа Руперта Хайна
(также известен своей работой с Крисом де Бургом и группой FIXX) обусловила
безупречную выделку программы, при этом ее саунд, в отличие от примеров раннего
синтипопа, был "теплым" и "человеческим", а лирика Ховарда
- рефлексирующая, личностная и необычно серьезная для "попсы" -
только усиливала это впечатление.
Вскоре популярность певца перекинулась и на США. "MTV"
начало "крутить" клипы Джонса, благодаря чему к лету 1984 оба его
дебютных сингла стали "Top-40" хитами в хит-параде США ("New
Song" - №27, "What is Love?" - №33). "Human`s Lib",
изданный к тому времени за океаном, также имел успех - хоть и средний, а заметный,
став №59 в хит-параде лонгплеев и получив "золото". К тому времени
диск уже имел "золото" в Японии, ФРГ, Италии и Австралии (среди
прочих), вполне хорошо "пошли" на мировых рынках и его основные
синглы.
Тем же летом `84 Ховард впервые гастролировал по Америке, выступая
в качестве "разогревателя" перед концертами дуэта EURYTHMICS. Его
популярность в Британии поддерживал хитовый сингл "Pearl in the Shell",
принесший ему третий "Тор-10" успех благодаря своей 7-й позиции
в чартах. Завершился же тот год выходом "12" Album" с удлинненными
версиями лучших вещей с дебютного альбома Ховарда (эта пластинка дебютировала
в Британии 15-й), и первым его турне по Британии в качестве "гвоздя программы".
Когда-то "разогревал" он, теперь "разогревали" его - на
сей раз честь выпала молодым, подающим надежды дамам из STRAWBERRY SWITCHBLADE.
А финал гастролей был поистине триумфальным - они завершились аншлаговым концертом
в пафосном "Royal Albert Hall" на Рождество.
Наш герой наслаждался уважением со стороны общества, хотя нашлись
и критики, объявившие его "скучным", - им почему-то не нравился
этот некурящий вегетарианец и примерный семьянин, который со всеми был милым
и любезным (и даже публике на концертах имел обыкновение приветственно пожимать
руки).
В начале 1985 Ховард выступал на церемонии вручения премий "Grammy"
на одной сцене с такими грандами клавишных инструментов, как Томас Долби,
Хэрби Хэнкок и Стиви Уандер. После чего расстался с Хойлом (который ныне подвизался
на ниве учительствования танцев), набрал себе полноценный концертный состав
и в марте выпустил второй лонгплей "Dream into Action" ("Мечту
в действие"). Альбом на сей раз добрался только до 2-й позиции в чартах
Британии, однако в США стал самым успешным его релизом, когда достиг десятой
строки, и приобрел оттенок "платины". Как и предыдущий, новый диск
содержал четыре британских хит-сингла - ими стали "Things Can Only Get
Better" (№6), "Like to Get to Know You Well" (№4), "Look
Mama" (№10) и "Life in One Day" (№14). В США в чартах отметились
"Things…" - №5, "Life…" - №19 и "Like to Get…"
- №49.
Успех альбома был не случаен - возможно, это самый интересный
диск Ховарда. Звуковая палитра расширилась, рядом с синтезатором, секвенсором
и компьютером появились духовые инструменты, виолончель, женская вокальная
группа. Оправдало себя продолжение работы с Рупертом Хайном, вполне понятно
из-за этого высокое качество звучания. Фактически, альбом явился развитием
тем с дебютного диска, но, на сей раз, материал был подан более профессионально
и конкретно.
В апреле и июле 1985 певец дважды выступал на лондонском стадионе
"Wembley" - сначала отыграл собственный аншлаговый сольный концерт,
а затем поучаствовал в легендарном фестивале "Live Aid", где исполнил
акустическую версию хита "Hide and Seek". Далее он совершил турне
в "раскрутку" своего альбома, прошедшее на аренах и стадионах в
Европе, Северной Америке и Японии. "Разогревали" публику перед его
выступлениями молодые американские синтипопперы ANIMOTION. В начале 1986 по
итогам 1985-го журнал "Rolling Stone" назвал Ховарда "клавишником
года".
Весной 1986-го Ховард издал ремиксовый ЕР "Action Replay",
который занял 34-ю строчку и содержал новую версию песни "No One is to
Blame" с его второго альбома, которая стала самым успешным американским
хитом певца (№4). В ее перезаписи на ударных играл знаменитый дядька Фил Коллинз,
он же спродюсировал песню, которая с момента выпуска воспроизводилась на радиостанциях
более двух миллионов раз. В то же время, довольно слабое выступление сингла
на британском рынке - он дошел лишь до 16-й позиции - сказалось на карьере
Ховарда самым негативным образом.
В сентябре 1986 появился сингл "All I Want", ставший
"первой ласточкой" третьего лонгплея Ховарда - "One to One".
Он одновременно стал последним британским "Top-40" хитом певца,
заняв непрезентабельную 35-ю позицию - это после девяти подряд "Тор-20"
хитов! Сам альбом, записью которого руководил знаменитый соул-продюсер Ариф
Мардин, в Британии был 10-м, однако в США популярность Ховарда серьезно пошатнулась,
ведь ориентированный в общем-то более на американскую публику диск в сравнении
с предшественником полностью провалился, заняв только 56-ю строчку.
В начале 1987-го сингл "You Know I Love You… Don`t You?" стал 17-м
в США и 43-м в Британии, а "All I Want" была за океаном лишь 76-й.
Помимо того, Ховард записал вещь "Little Bit of Snow" для благотворительного
антигероинового диска "Live in World" и появился на фестивале "University
for Peace", прошедшем в Японии. В следующем, 1988-м, он в качестве гостевого
ви-джея вел программы "MTV" и открыл собственный вегетарианский
ресторан, который, правда, прогорел спустя двенадцать месяцев.
Весной 1989-го вышел очередной, четвертый уже альбом Джонса, "Cross That
Line" ("Перейди эту черту"). Первый его сингл, "Everlasting
Love", возглавил американский хит-парад музыки "adult contemporary",
а в основном списке стал 13-м; в это же время в Британии сингл провел какое-то
время в чартах, поднявшись на 62-ю позицию. Еще одним американским хитом певца
стал "The Prisoner", занявший 30-е место аккурат во время его гастролей
по Штатам летом того года. А в Британии тот же сингл взошел на очаровательную
98-ю позицию национального списка. Несмотря на все старания экс-кумира молодых,
за океаном лонгплей достиг чартового пика лишь в 65-й позиции, в Британии
же пробыл в списках лишь неделю на №64 - всех стараний верных фанатов певца
на большее не хватило…
Другой на его месте забил бы на все, опустил руки, но не таковский
Джон Ховард Джонс, чтобы сдаться на милость обстоятельствам! В 1992-м он вернулся
с альбомом "In the Running", который показал радикальную смену направления
- доминировавшая ранее электроника сменилась более спокойным, "живым"
и акустическим звучанием, полагавшимся больше на "пианины", нежели
на синтезатор. Кстати, в одной из песен своим могучим талантом на электрогитаре
блеснул блестящий Мидж Юр.
Первый сингл с лонгплея, "Lift Me up", видимо, с перепугу
стал 32-м в Америке и 52-м в Британии, но к моменту выхода альбома публика,
кажется, оклемалась и диск проигнорировала. Попытавшись нарубить хоть какие-то
бабки с вышедшего в тираж "суперстара", компания "WEA"
в 1993-м издала компиляцию "The Best of…", которая стала в Британии
всего 36-й. Ей аккомпанировал сингл "I.G.Y. (International Geophysical
Year)", кавер вещи Дональда Фагана, который дошел до №78 в британском
хит-списке и оказался последним синглом Ховарда, выпущенным в семидюймовом
формате. Ну а заодно и последним синглом певца на "WEA"/"Elektra"
- несмотря на то, что сборнику удалось довести общемировой тираж продукции
Джонса до семи миллионов копий, его фирма расторгла с ним контракт.
Некоторые артисты после расставания с одним крупным лейблом
пытаются сразу же, не отходя далеко от кассы, подписаться уже к другому мэйджору,
но не таковский Джон Ховард Джонс! Вместо того, чтобы отдаться в кабалу новой
крупной рекординг-фирме, он в 1994-м отправился в турне по Европе, Северной
Америке и Японии, играя исключительно акустические концерты. Во время которых
продавался диск "Working in the Backroom" - альбом с новым материалом,
который Джон записал самостоятельно в своей домашней студии и выпустил на
собственном лейбле "Dtox Records".
Концерты по Америке и Европе с отдыхом после них (как-никак
Ховард - семейный человек) заняли у него следующие два года. В 1996-м, по
результатам американского турне, Джонс выпустил свой концертный альбом "Live
Acoustic America" - запись лос-анжелесского выступления, данного им в
1995. Пластинка вышла на некрупной фирме "PLM Records", ну а в 1997-м,
подписавши контракт с японским рекорд-лейблом "Pony Canyon", наш
герой наконец выпустил первый за несколько лет альбом оригинального материала,
ставший доступным широкой публике. Эту пластинку, "Angels and Lovers",
он записывал, продюсировал и ремикшировал на протяжении последних двух годков.
Рано радовались его почитатели в Европе и Америке - альбом оказался доступен
только азиатской публике. Впрочем, в 1998-м появилось и европейское его издание,
названное "People", - в него вошли некоторые вещи с "Angels
and Lovers" плюс новый материал. Многие проверенные фанаты Ховарда называют
этот альбом лучшим в его дискографии. А на волне ностальгического интереса
к 80-м, начавшейся в это время, наш "дядюшка Хо" вновь появился
в поле зрения общественности, когда поучаствовал в турне "звезд"
ушедшего десятилетия "80`s Rewind", точнее, во второй части этого
мероприятия, имевшей место быть на Американском континенте, а затем даже сумел
организовать европейские гастроли. На этих концертах Ховарду подмогал его
новый аккомпанирующий бэнд, в который вошли бас-гитарист Ник Беггз (экс-KAJAGOOGOO),
ударник Кевин Уилкинсон (экс-CHINA CRISIS) и гитарист Робин Булт (экс-FISH).
В 2000 Джонс участвовал в европейском турне "Night of the
Proms" вместе с хором в пятьдесят душ и оркестром из семидесяти двух
оркестрантов. Также вышел альбом "Perform.00", на котором были представлены
студийные переработки старых хитов Ховарда и пара новых вещей. Для издания
этого диска певец подписал свой новый контракт - на сей раз этой чести удостоился
немецкий лейбл "Seven Days Music". Ну а затем он удостоился чести
быть приглашенным в ALL STAR BAND Ринго Старра, коий летом 2001 совершил огромное
турне по США и Канаде. Во время этого тура Ховард воплотил в жизнь свою давнюю
амбицию - исполнить на людях композицию "Karnevil 9" трио EMERSON
LAKE AND PALMER. К слову, классическая клавишная аранжировка этой вещи считается
одной из самых сложных партитур на клавишных инструментах, когда-либо написанных.
А в сентябре того же года Джонс предпринял еще одну амбициозную
акцию - со своей новой бэкинг-группой (гитарист Робин Булт, бэк-вокалист Шаз
Спаркс, миксер и программист Робби Бронниман) он отправился в тур. Амбициозной
же оказалась его концепция - КАЖДЫЙ концерт должен быть записан и во время
каждого шоу должны делаться особые цифровые фотографии. Затем, в тот же вечер,
"выжигались" CD, а из фотографий делалась обложка диска - и эти
диски должны были продаваться "не отходя от кассы"! Трудно в это
поверить, но идея удалась - девятнадцать компактов были созданы и проданы
во время этого необычного тура, из-за чего коллекционеры Ховардовского творчества
просто на мыло изошли, пытаясь достать эти диски.
А в конце тура лучшие моменты с концертов были собраны на альбоме "Peaceful
Tour Live", которая в качестве ограниченного по тиражу издания с пронумерованными
пластинками доступна только через официальный сайт Ховарда в "Интернете".
В 2002-м работа продолжилась, когда Ховард выступил автором
нескольких вещей для нового "герлз-бэнда" SUGARBABES, а также работал
с Мартином Гречем и бандой DBA, которые подписаны к его продюсерской компании
"Dtox". А в апреле отправился в очередной "восьмидесятнический"
тур "Here and Now", прошедший по крупнейшим аренам Британии. Летом
он выступал на нескольких летних фестивалях, а также отбыл в США с целью дачи
серии концертов, на которых представил американским фанатам свой новый электронный
бэкинг-бэнд. Короче, Ховард явно не согласен с расхожим утверждением: "Захотелось
поработать? Полежи - пройдет".
©2003 Vladimir Kruglov
|