Звезды "новой волны" - Landscape
Английская
группа LANDSCAPE принадлежала к "первой волне" синтипопа, то есть
появилась в конце 70-х, однако несмотря на то, что начало 80-х было периодом
бума синтезаторной поп-музыки, не смогла в полной мере использовать все выгоды
своего положения и стать заметной силой на поп-рынке. Можно долго гадать над
причинами этого, а можно прослушать их альбомы, и тогда, возможно, все встанет
на свои места - довольно быстро всплывает в музыке группы ее однодневность
и "модность". Парни явно пытались казаться очень умными и интеллектуальными,
и из-за этого их лучшие вещи просто потерялись на фоне футуристического чудачества.
И очень жаль - ведь очевидно, что потенциал у коллектива был достаточно большой.
Впрочем, за короткое время своего пребывания на поп-сцене LANDSCAPE подарили
миру классический хит "Einstein a-Go-Go", который ныне признан одним
из лучших хитов "новой волны", так что вспомнить группу следует
хотя бы из-за него.
* * * * *
Барабанщик и певец Ричард Джеймс Берджесс родился в Новой
Зеландии, однако в конце 60-х переехал в Британию и начала музыкальную карьеру.
Он прошел через несколько групп, самой известной из которых стала софт-роковая
EASY STREET. Ее он оставил в 1975-м, вскоре после чего основал инструментальную
команду LANDSCAPE, исполнявшую легкий джаз. Кроме него в составе также были
бас-гитарист Энди Паск, клавишник Крис Хитон, клавишник/духовик Джон Уолтерс
и Пит Томс (электрический тромбон). Группа много гастролировала, попутно приобретая
верных поклонников, а в феврале 1978 выпустила на маленькой фирме "Event
Horizon" свой первый сингл - записанный "живьем" в лондонских
клубах макси-сингл (т.н. ЕР) "U2XMе1X2Much". За ним последовал еще
один ЕР - "Workers` Playtime", группа развила активную деятельность
и сумела заинтересовать собой крупную фирму "RCA Records". Был подписал
контракт, и осенью 1979 свет увидел дебютный безымянный альбом группы.
"Landscape" в звуке имеет крайне мало общего со
вторым и третьим дисками этой группы, которые можно описать как синтезаторно-электронные,
и только первую композицию пластинки, "Japan" (также ставшую пилотным
синглом с диска), можно сравнивать с их последующим творчеством. Тем не менее,
корни творчества LANDSCAPE здесь - инструментальные песни с сильным джазовым
духом, не менее сильной медной секцией Уолтерса/Томаса, а также обильным использованием
клавишных.
Дебютный альбом группы продавался довольно плохо, несмотря даже на ту высокую
репутацию, которую они имели как концертный состав - не время было для джаза.
Тем не менее, Берджесс стал известен в клубной среде того времени как весьма
колоритный персонаж и активист нового музыкального течения, основными признаками
которого были электронное звучание и яркий, вычурный имидж. И именно Берджессу
принадлежит честь придумки термина для описания групп, входивших в это течение,
- "новый романтизм". Термин был подхвачен прессой и остальное, как
говорится, история.
Сам Ричард к тому времени также очень заинтересовался электронным
звучанием и студийными новинками, особенно цифровой записью, и, став известен
как профессионал, принимал участие в записи дебютных альбомов таких "неоромантических"
групп, как VISAGE и SPANDAU BALLET, - причем первые два диска последних единолично
продюсировал.
Сингл "European Man", выпущенный весной 1980, впервые обозначил
электронную ориентацию группы, напоминая своим электронным экспериментированием
и новизной таких людей, как Джон Фокс, ULTRAVOX и даже SPARKS. Он имел огромную
популярность в "нововолновых" танцевальных клубах и даже опасно
приблизился к чартам "Top-75". Интересна история создания его би-сайда,
песни "Mechanical Bride", - музыкантам понадобилось использовать
гитару, но ни один из них не владел этим прославленным инструментом. Впрочем,
то были времена, когда творческие люди в шоу-бизнесе встречались чаще нетворческих,
и LANDSCAPE относились к первому типу: импровизировали со звуком электрического
тромбона до тех пор, пока не получился радикальный гитарный звук!
К этому времени LANDSCAPE уже тоже стали проходить по категории
"неоромантиков", и на своем втором альбоме, названном "From
the Tea-rooms of Mars… to the Hell-holes of Uranus" и увидевшем свет
в марте 1981, привели музыку и лирику в соответствие с главными принципами
данного направления: большинство джазовых созвучий было выброшено, саунд стал
более мрачным и где-то даже минималистским, целиком определялся синтезаторами
и компьютерным программированием. Добавился также до крайности стилизованный
вокал Берджесса, ну а тексты стали весьма претенциозными и малопонятными (что,
впрочем, было общим местом для "неоромантиков").
Пластинка явила как сильные, так и слабые стороны творчества
группы. С одной стороны, музыканты могли похвастаться своим исполнительским
и студийным мастерством - наличие нетипичного для синтезаторных групп тромбона
придало звуку песен оригинальность, отдельных похвал заслуживает мощное звучание
перкуссии, а кроме того, проявили себя большими спецами по части всяких электронных
инструментов: в дополнение ко всем уже известным электропианино, синтезаторам
и органам они, в частности, применили электронные барабаны и инструмент с
просто волшебным звуком под названием "лирикон".
Звук альбомных песен был свеж, сохранившиеся рудиментарные джаз-влияния были
прекрасно вплетены в общую звуковую палитру, однако, с другой стороны, и звук,
и тексты были слишком уж привязаны к текущей музыкальной моде - тут и там
использовались самые типичные для "футуризма" клише: мрачные атмосферы
вкупе с некоторой присущей им монотонностью, порой экспериментирование угрожало
стать самоцелью, и т.д. Это не следует воспринимать как заведомый недостаток
- в конце концов, множество групп использовало эти клише, - но LANDSCAPE в
своем творчестве так и не смогли преодолеть их влияние. Особенно это касается
лирики, которая пропитана научно-фантастической тематикой: "European
Man" посвящена беззаботной жизни в автоматизированном мире, где за человека
все делают роботы, "Einstein a-Go-Go" о ядерном терроризме, "Shake
the West Awake" об успехах японско-тайваньской электронной промышленности,
грозящих западному миру порабощением, титульная композиция, завершающая альбом,
представляет собой синтезаторную версию ресторанной музыки (мамбо, танго)
с лирикой научно-фантастического характера.
Зато в качестве индикатора модных тенденций того времени
диск просто неоценим - ведь не так много пластинок можно назвать "типичной
неоромантикой", а вот сей альбом LANDSCAPE - из таких.
В феврале 1981-го был издан очередной сингл с альбома: то
была антивоенная песня "Einstein a-Gо-Go". Выдумщики-музыканты решили
позвонить американскому президенту Рейгану, иранскому аятолле Хомейни и "кто
там сейчас есть в Кремле", ну а полученные ответы вставили в начало своего
сингла. Симпатичная трехминутная пьеска вместила себя не только это "музыкально-политическое
хулиганство", но и другие достоинства - простенькую, но заразительную
и зажигательную синтезаторную мелодию, и необычный синкопированный ритм электронных
барабанов, и апокалиптически-параноидальную лирику, и такой же апокалиптически-параноидальный
вокал Берджесса. Вся эта адская смесь сделала посвященную, понятное дело,
Эйнштейну, композицию не только танцевальным, но и чартовым суперхитом.
Впрочем, в хит-парадах этот сингл был единственным серьезным
успехом LANDSCAPE: занял 5-е место в Британии. На волне успеха сингла альбом
добрался до 13-й строки в соответствующем списке - и это оказался их единственный
лонгплей, попавший в "Top-100" Британии.
LANDSCAPE стали очень модными и, видимо, решили, что им все
сойдет с рук. Иначе чем можно объяснить выпуск в мае 1981 третьим синглом
песни "Norman Bates"? На альбоме она смотрелась очень даже ничего,
но издавать этот мрачный, тягучий и вязкий электронный трек без особенных
признаков мелодии на сингле было явно самонадеянно.
Впрочем, гнобить музыкантов за этот шаг не надо - ведь в
тот год казалось, что все правило относительно того, что может иметь успех,
были отменены. Уж если успех имели такие вещи, как "O Superman"
или "Prince Charming", то почему же не мог иметь успех "Norman
Bates"?
Если кто не знает, Норман Бэйтс это маньяк из хичкоковского
триллера "Psycho", ему и посвящена песня: рефреном в ней звучат
его слова "Меня зовут Норман Бэйтс, я нормальный парень". Музыкальное
сопровождение вообще отлично вписалось бы в какой-нибудь фильм ужасов. Особенно
сильное впечатление производила сцена фильма, в которой Бэйтс наносит юной
леди удар ножом в душе: ее душераздирающий крик использовали в финале песни.
К сожалению, этот сингл успеха, подобного предыдущему, не обрел - всего лишь
40-я строка в списках, и больше хитов у LANDSCAPE не было.
Однако участники группы этого не знали, и пока что продолжали.
Правда, под своим названием не выступали около полугода, зато приняли участие
в записи альбома сопровождения для танцевальной труппы HOT GOSSIP - их вкладом
стала переработка композиции немецкой группы METRO "Criminal World",
которая наибольшую известность приобрела в исполнении Дэвида Боуи. Также была
записана версия композиции "Press Darlings", в оригинале исполнявшаяся
ADAM AND THE ANTS, но она на пластинке издана не была, хотя и звучала во время
выступлений названной труппы, и даже удостоилась восторгов критики. Надо сказать,
что с последним звучанием LANDSCAPE эти записи почти ничего общего не имели,
электроники и вообще клавишных в них было крайне мало, зато вернулся тот самый
джазовый саунд, который группа исповедовала в начале карьеры.
В конце года музыканты записали, а в начале 1982-го выпустили
свой третий альбом "Manhattan Boogie-Woogie". Альбом имел наиболее
танцевальную направленность изо всех пластинок группы, музыка LANDSCAPE приняла
еще более механистичную и, в то же время, коммерческую направленность в духе
"неоромантиков". Однако воспроизвести свежесть и новаторство своего
самого успешного альбома музыканты не смогли и звучали уже в духе своих же
последователей, вроде Томаса Долби. К тому же, прошло около года с момента
их последнего релиза, момент был упущен, диск продавался не очень-то успешно,
и на следующий год в группе начались трения, приведшие к сокращению состава
до трио: Берджесс, Паск и Уолтерс. Под названием LANDSCAPE III они записали
пару неудачных синглов и после этого разошлись насовсем.
Берджесс переехал в США, где записал и выпустил свой сольный
именной мини-альбом, затем полностью посвятил себя карьере продюсера - на
его счету работы с такими "звездами", как Адам Ант, KING и LIVING
IN A BOX; Пит Томс стал сессионным музыкантом, ну а Энди Паск занялся написанием
музыки к телешоу и сериалам, наибольшую известность из коих получила тема
к полицейскому телесериалу "The Bill".
©2004 Vladimir Kruglov
|