Звезды "новой волны" - Lene Lovich
LENE
LOVICH, конечно, не из числа ярчайших "звезд" "новой волны".
Даже наоборот - за исключением недолгого периода в 1979-1981 ее имя было известно
лишь ограниченному кругу поклонников и ценителей. Это может объясняться как
тем, что творчество певицы носило достаточно некоммерческий характер, так
и тем, что даже самый ее коммерческий материал был чересчур причудливым для
широкого слушателя. Ей так и не удалось добиться крупных успехов в США, да
и в британских чартах хитов у нее всего ничего, однако такие ее вещи, как
"Lucky Number" (крупнейший успех в ее карьере) и "New Toy",
являются наглядными примерами того, в каком направлении двигалась поп-музыка
в конце 70-х и на заре 80-х. Из тех дам, которые работали на рок-сцене в то
время, ее можно сравнить лишь, пожалуй, с немкой Ниной Хаген - правда, как
писали критики, у Лович "меньше косметики и больше дружелюбия".
Те же критики описывали музыку Лены как "нововолновый ответ на водевиль",
и были недалеки от истины - Лович исполняла своим странным, вибрирующим голосом
эксцентричные песни, в которых были намешаны пост-панк, синтипоп, балканские
мотивы, фолковые мелодии и атмосфера этакого кабаре, чем и смогла поразить
слушателя на раннем этапе своей карьеры.
И несмотря на то, что сама по себе Лена не смогла надолго
привлечь к себе внимание широкого слушателя, ее имидж, манера поведения и
музыка явно вдохновили достаточно большое количество людей. Например, можно
смело утверждать, что, не будь г-жи Лович, не зажглись бы на музыкальном небосклоне
такие "звезды", как Тони Бэзил, Хэйзел О`Коннор, Синди Лаупер, Аннабелла
Лвинн (Bow Wow Wow) и Терри Нанн (Berlin). Однако, несмотря на то, что аудитория
Лены, на какой-то момент ставшая заметной и обширной, очень быстро сократилась,
а продажи ее продукции, и так не особенно высокие, к середине 80-х упали до
неприличия, артистка не оставила сцену. До сих пор она записывается мало,
изредка выпускает новый материал, а ее старые хиты (пусть и немногочисленные)
до сих пор переиздаются на многочисленных компиляциях и не забыты новым поколением
слушателей.
* * * * *
Родилась будущая звезда 30 марта 1950 в Детройте, штат Мичиган,
США, в семье англичанки и югослава. Лили-Марлeн Премыслович (таково было ее
настоящее имя) оказалась четвертым ребенком в семье. Впрочем, домашняя жизнь
приносила мало радости (чему позже была посвящена одна из лучших песен Лены,
"Home"), так как отец начал проявлять признаки очевидной психической
неуравновешенности. Так, однажды он даже угрожал перевезти семью в Советский
Союз! В 1963 мучения семьи, наконец, закончились, когда мать Лены развелась
с мужем, забрала детей и вернулась в Англию, поселившись в городке Халл.
Живя ныне на островах, Лена начала проявлять интерес к искусству
и музыке. В 1966 она познакомилась с гитаристом и сочинителем Лесом Чаппеллом,
с которым у нее вскоре сложилось нечто большее, чем просто профессиональные
отношения, и покинула родительский дом. Осенью 1968 "сладкая парочка"
переехала в Лондон с намерением поступить в школу искусств. Перепробовав несколько
заведений, она в 1970 остановилась на Центральной школе искусств, где увлеклась
скульптурой. Однако вскоре разочаровалась в мире искусства, который все никак
не мог понять ее "спонтанного самовыражения", постепенно прейдя
к музыке. Лес обучил ее базовым приемам игры на гитаре, кроме того, Лена занялась
изучением игры на скрипке, однако ее любимым инструментом стал саксофон. Учителем
стал Боб Флаг, лидер группы BOB FLAG`S BALLOON AND BANANA BAND, в коем Лович
некоторое время играла. Как она сама признавалась, "я стала учиться играть
на саксофоне потому, что люди еще не были готовы к моему голосу".
В первой половине 70-х Лена старалась использовать любую
возможность, которую ей могли предложить музыкальный мир и театр. Помимо игры
на саксофоне у Боба Флага и в девичьем трио SENSATIONS, она также работала
продавщицей сосисок, состояла в танцевальной труппе "Radio 1 Roadshow"
(с которой поездила по Европе), пела в массовке мюзикла "Quintessence"
в "Royal Albert Hall", играла роль "восточной танцовщицы"
в гастрольной кабаре-группе, была "солдатом" в шоу знаменитого Артура
Брауна, даже подрабатывала синхронным переводом фильмов ужасов (особенно удачно
у нее получались душераздирающие крики ужаса) - и это лишь часть того, чем
она в тот период занималась. Нельзя не упомянуть ее путешествие в Испанию,
где она стала домогаться аудиенции у Сальвадора Дали и, получив от ворот поворот,
осаждала его виллу до тех пор, пока великий эксцентрик не сдался.
Первое появление Лены на пластинке (если, конечно, можно
так выразиться) случилось в 1972: она оказалась на выступлении Чака Берри
в рамках ланкастерского фестиваля искусств, когда легендарный рок-н-ролльщик
записал концертную версию своей песни "My Ding-a-Ling" (на которой
аудитория пела каждое слово вслед за Чаком). Кстати, эта пластинка была в
Британии хитом №1. Однако этот факт сделать из Лены суперзвезду не смог.
В конце концов, в начале 1975 Лена, Лес и несколько их друзей
сформировали в Лондоне фанк/соул/"диско"-состав DIVERSIONS. В этой
своей первой "настоящей" группе Лена по-прежнему играла на саксофоне,
Лес аккомпанировал ей на гитаре. Команда записала несколько собственных версий
чужих вещей, например, первым синглом была адаптация регги-мелодии Карла Малькольма
"Fattie Bum Bum". Кстати, оригинал самого Карла вышел на сингле
примерно в то же время и пользовался куда большим успехом. Впрочем, сингл
DIVERSIONS дошел до неслабой 33-й позиции в британских чартах, что для дебюта
совсем неплохо. Однако следующие синглы группы - "But is It Funky?",
"Raincheck" и "The Bump" не смогли обзавестись каким-то
особенным успехом и в чартах не засветились. Интересно, что последнюю вещь
- кавер американского хита группы COMMODORES - DIVERSIONS записывали под коллективным
псевдонимом COMMANDOS, однако и этот трюк не помог. Постепенно DIVERSIONS
начали испытывать финансовые трудности. Лена впервые попробовала себя в качестве
вокалистки на записи версии старого рождественского стандарта "I Saw
Mommy Kissing Santa Claus", однако и он не удался. DIVERSIONS записали
дебютный альбом, названный "Soul Survivors", однако издающая фирма
"Polydor" так никогда и не опубликовала его. В группе нарастало
разочарование, и к середине 1977 ее участники решили разойтись.
Зато в 1976 Лену пригласил в Париж в качестве соавтора-текстовика французский
"диско"-исполнитель Черроне - ему Лена должна была писать тексты
на английском. Хотя ее имя и не упоминалось на обложках пластинок, Лович ассистировала
суперзвезде на трех его работах, в том числе на легендарной "Supernature"
(№8 в Британии) и на двух лонгплеях - "Cerrone`s Paradise" и "Сerrone
IV".
На протяжении 1977 Лена и Лес гастролировали по Европе в
составе танцевальной группы CARNIVAL ORCHESTRA, появились на сингле "S.E.X.
as Advertised" группы BAD TASTE Роя Тейлора и, наконец, участвовали в
радиошоу "Oval Exiles" влиятельного журналиста, диск-жокея и руководителя
собственного лейбла "Oval Records" Чарли Джиллетта. Он-то и предложил
Лене сделать пробную запись одной из самых своих любимых песен - классической
мелодии Томми Джеймса "I Think We`re Alone Now". Получившуюся в
результате демо-запись Чарли показал Дэйву Робинсону - руководителю только
что образованного независимого панк-лейбла "Stiff Records". Песня
пришлась Робинсону по душе и он, при посредстве Джиллетта, решил заключить
контракт с Лович, которая стала одним из первых "подписантов" лейбла.
Лена с самого начала видела свой новый проект как продукт
своей совместной работы с Лесом, но тот предпочел остаться в тени. Так что
"Stiff" подписала контракт с Леной как с сольной исполнительницей
и той пришлось вырабатывать для себя новый имидж. Понимая, что главное - это
поразить публику, наша героиня решила для начала испытать себя в чем-то среднем
между старомодной кукольной простушкой и героиней фольклорных оперетт. В июне
1978 ее фирма издала на сингле ограниченным тиражом "I Think We`re Alone
Now" с ранней, примитивной версией песни "Lucky Number" в качестве
би-сайда. Лена решила записать "I Think…" на нескольких других языках,
в частности на немецком и японском, и в Японии версия даже вышла ограниченным
тиражом на сингле.
В это время Лена и Лес начали запись ее дебютного альбома,
названного "Stateless" - с одной стороны, название должно было отражать
непонятки с национальной идентификацией Лены (отец югослав, родилась в США,
живет в Англии), а с другой намекало на проблемы, которая та испытывала с
получением британского паспорта. Альбом был издан в октябре в трех форматах
(на черной и модной в то время красной виниловых массах и в качестве иллюстрированного
диска) и содержал одиннадцать песен, семь из которых были написаны авторским
тандемом Лович/Чаппелл. Также на пластинку попали "I Think…", версия
песни Ника Лоува "Tonight" и две вещи Джимми О`Нейла. Содействие
в записи материала оказывали участники групп SINCEROS и ROOGALATOR.
Музыкальное кредо певицы, впервые проявившееся на этом альбоме, было сколь
нетрадиционным, столь и эклектичным - ритмика "новой волны", фри-джаз
и славянский фольклор, даже казачок, словом, компот из энергичной ритмики
и несложных мелодий. Пластинка была встречена в прессе с одобрением как "освежающая
оригинальность" ("New Music Express"). В ее песнях, то сентиментальных,
то возбуждающих, а порой и пугающих, смешались мифы, басни, маршевые фигуры
и колдовство фей, а разбавленная осовремененной барочностью ностальгия в звуковом
плане была выражена с точностью в духе ранних SPARKS. Как результат, "Stateless"
попал на 44-е место в чартах.
На заключительной стадии работы над альбомом Лена отправилась
в совместное осеннее турне "Be Stiff" вместе с другими (очень разными,
надо заметить) волонтерами "Stiff" - Рэйчел Свит, Мики Джаппом,
Джоной Льюис и группой WRECKLESS ERIC. Гастроли включали в себя тридцать две
даты в Британии и восемь выступлений в Нью-Йорке. Экзотически грациозная,
часто меняющая одежды певица (она выступала в костюмах начала века, с толстой
косой метровой длины и в ботинках, напоминая скорее славянскую куклу, чем
рок-певицу), обладающая эротическим гортанным голосом и точной, хотя и своеобразной
манерой поведения на сцене, в ходе этих гастролей стала настоящей "звездой",
что триумф в Нью-Йорке лишь подчеркнул.
В январе 1979 на сингле были изданы две песни Лены, особенно
пришедшиеся по душе аудитории в ходе прошедших концертов - "Lucky Number"
(новая версия) и "Home". Массированная продажа сингла привела к
тому, что "Lucky Number" оставался в британских чартах три месяца
и в марте достиг третьей позиции (на первой была "I Will Survive"
Глории Гейнор, а на второй восседал Элвис Костелло c "Oliver`s Army").
В Австралии песня дошла до второй позиции, в Нидерландах - до третьей. По
итогам года "Счастливый номер" стал одним из самых тиражируемых
синглов и принес Лене награду "Артистка года" от журнала "Music
Week". Лович также смогла дважды засветиться на популярнейшей британской
программе "Top of the Pops" и на других телешоу.
На волне успеха сингла "Stiff" ремикшировала и
переиздала альбом "Stateless", который на сей раз продавался получше
и дошел в чартах Британии до 35-й строчки; в некоторых европейских странах
он был №1, а в Югославии даже оказался "самым продаваемым альбомом года".
Так неожиданно Лена оказалась "поп-звездой", однако
в этой своей новой роли смотрелась более чем нестандартно. Прежде всего, отказалась
сообщать фирме "Stiff" подробности своей славной трудовой биографии,
предоставив ее работникам возможность самим заполнить недостающие пункты в
анкетах. Это произвело массовое смущение - один товарищ, например, написал,
что Лена объявлена в розыск в нескольких странах. В результате этой и других
подобных выходок Лена снискала себе славу самой экзотической "звезды"
своей фирмы.
Собственно, и сама музыка Лена как бы заявляла, что на музыкальном
небосклоне появилась далеко не "еще одна" медиа-"звезда".
В ней, в музыке, смешивались энергичная ритмика и несложные мелодии, гитары
и синтезаторы, которые певица пыталась заставить звучать "человечно"
("Я люблю технологию, но мне кажется, что здесь важны как ее достижения,
например, те же синтезаторы, так и те люди, которые работают с ними, - причем
в равной степени"). Конечно, никуда не делся и ее саксофон, а причудливый
вокальный стиль привел к тому, что некоторые критики сравнили ее с Йоко Оно.
Последовали крайне успешные британские гастроли - успех "Lucky
Number" сделал ее выступления желанными для меломанов всех возрастов.
Однако в ходе турне имидж певицы начал приобретать более демонические черты,
так, артистка и ее музыканты появлялись на сцене на фоне огромной ширмы, раскрашенной
в дьявольские черно-красные цвета. Лена начала поражать публику внешним видом
- мгновенно меняющимися прическами из волос метровой длины, яркими костюмами,
вычурно алыми губами, вообще чрезмерной косметикой на лице, - и порывистыми
движениями, за что получила в прессе прозвище "наследницы оракула".
Многие критики также указывали на сходство Лович и молодой британской суперзвезды
Кейт Буш, которая также обладала необычным голосом, исполняла эксцентричную
музыку и на концертах вела себя нестандартно.
Летом на прилавках музыкальных магазинов появился новый сингл
Лены "Say When", написанный Джимми О`Нейлом (говорили, что он написал
эту песню для Сюзи Кватро). В чартах хит дошел до 19-й позиции и многие говорили,
что он был даже лучше недавнего суперхита певицы. Осенью последовал и третий
сингл Лович, новаторский "Bird Song", однако как раз в это время
"Stiff" приспичило перевести права на распространение продукции
своих подопечных от "EMI" к "CBS". Из-за проблем с этим
самым сингл дополз только до 39-й позиции в чартах и стал последним для Лены
британским "Тор-40" хитом.
Готовя новый материал, Лена начала уделять внимание темам,
для рок-музыки совсем нетипичным. В ее репертуаре появились песни "Telepathy"
(понятно о чем), "The Fall" (научно-фантастический номер, посвященный
переселению душ), "One in 1 000 000" (о ее работе в театре). На
своем втором альбоме "Flex" она продолжала в том же духе на песнях
"Angels", "You Can`t Kill Me" и "The Night".
Необычные темы в текстах подкреплялись нестандартностью концертных выступлений.
Лена всячески старалась дистанцироваться от привычного сексуального имиджа
поп-певицы. Более того, ее часто принимали за мужчину из-за необычного голоса
и шарфов, которыми она обматывала голову.
"Flex" появился в 1980. Он создавался в Голландии при помощи нового
студийного коллектива, в который, помимо незаменимого Чаппелла, вошли также
ударник Джастин Хильдретт, басист Марк Хэйвард-Чаплин и клавишник Дин Клеватт.
В результате получился материал с подчеркнутой эксцентричностью, атмосфера
на нем была еще более потусторонней, чем на предшественнике. В звучании доминировал
звук саксофона и клавишных, хотя никуда не делась и гитара. Однако центральное
место в песнях занимал, конечно же, вокал Лович - такой же гибкий, изменчивый
и вибрирующий. Присутствовали запоминающиеся мелодии, улучшилась работа продюсера,
однако у музыкальных критиков диск вызвал скуку и обвинения в эксплуатации
находок успешного дебюта, что отразилось на отзывах не лучшим образом.
В целом, репутация певицы и очередной гастрольный тур по
Британии, США и Европе обеспечили диску достаточный уровень продажи на музыкальном
рынке и немедленное попадание в чарты по обеим сторонам Атлантики (он вышел
на 19-е место в британских и на 94-е - в американских чартах, став самым успешным
альбомом Лены), однако снизившиеся привлекательность и точность концертов
вынудили Лену на два года оставить большой шоу-бизнес. В этот перерыв в 1981
увидел свет двойной концертный миньон "Lene Lovich… Global Assault",
на которым были представлены "живые" версии четырех песен, записанные
на концерте в знаменитом лондонском зале "Lyceum" в феврале того
года, во время заключительной части ее последнего турне, а также сингл "What
Will I Do Without You?", который для Лены написал бывший участник VAN
DER GRAAF GENERATOR Крис Джадж-Смит. Кроме того, в том же году имел успех
ее новый сингл - песня работавшего в ее аккомпанирующей группе клавишника
Томаса Долби "New Toy" (№53 в Британии), сатира на потребительское
общество. В США он приобрел успех в дискотеках и ныне за океаном это самая
известная ее вещь.
На следующий год "Stiff" выпустила третий альбом
певицы "No Man`s Land", записанный с помощью американского панк-рок-поэта
Тома Верлена, лидера группы TELEVISION. Он был выполнен в прежнем ключе: вокальная
эксцентричность плюс балканские ритмы плюс мелодичность, однако в звучании
начали преобладать синтезаторы. Музыка стала менее колоритной, хотя лирика
осталась первоклассной (в этом отношении особенно удались песни "Blue
Hotel" и "Rocky Road") - Лена рассматривает то, как человеческие
надежды и мысли вписываются (или не вписываются) в контекст окружающего нас
мира. Хотя запоминающийся голос Лович несколько ослабевает к концу альбома,
рецензенты одобрили диск в целом, помимо упомянутых выделив также такие вещи,
как "Sister Video" и "Maria", также подчеркнув отличную
продюсерскую работу Лены и Леса. А затем наступило продолжительное молчание,
вызванное не в последнюю очередь банкротством "Stiff", но, в то
же время, давшее возможность Лене и Лесу пересмотреть свое видение музыки
и имиджа, и лишь в 1990 появился очередной альбом певицы "March".
Музыкально он явился продолжением "No Man`s Land" - по-прежнему
звучат синтезаторы, вокал Лены все так же причудлив, а лирика традиционно
глубокомысленна. Впрочем, программа не привлекла к себе большого внимания,
будучи оттеснена "альтернативным" бумом начала 90-х.
Кстати, вот как Лена представилась на нем: "Привет,
я Лена Лович. Хорошо, когда-то я была Леной Лович, но сейчас я просто Лена
Лович. В общем, ладно. Могу я получить свои продовольственные талоны?"
Впрочем, Лена никогда не ограничивала себя только поп-музыкой.
В 1980 она снялась в фильме голландского режиссера Хермана Бруда "Cha
Cha", который отразил воздействие "новой волны" на андеграундную
сцену Амстердама. На съемочной площадке картины Лена познакомилась с еще одной
"чудаковатой" "звездой" альтернативы - Ниной Хаген. Дамы
подружились, а Нина даже сделала немецкоязычную версию хита Лены "Lucky
Number" ("Wir leben immer noch") на своем альбоме "Ubehagen".
Вместе они участвовали в деятельности организации "PETA", выступавшей
за гуманное обращение с животными, а в 1986 записали дуэтом сингл "Don`t
Kill the Animals" в защиту братьев наших меньших, который с тех пор появляется
на различных компиляциях.
После неуспеха "March" Лена вновь отошла от рок-сцены.
Не последнюю роль сыграло и то, что певица ныне - замужняя дама и мать двоих
дочерей, соответственно, семейные хлопоты занимают у нее практически все время.
Впрочем, она не отказывается от творческих поисков - в 1991 приняла участие
в записи оперы Питера Хэммилла "The Fall of the House of Usher",
исполнив партию леди Маделин, затем выпускала материал на лейбле "Pathfinder
Jazz", вместе с Лесом Чаппеллом и Крисом Джаджем-Смитом работала над
мюзиклом "Mata Hari" о судьбе известной шпионки времен Первой Мировой
войны. Кроме того, Лена сейчас пишет роман.
©2004 Vladimir Kruglov
|