Звезды "новой волны" - Nena
Поп-группа
NENA появилась в ФРГ в период расцвета движения "новая немецкая волна"
и оказалась одной из немногих европейских групп, имевших успех за пределами
континента. Мировую славу и популярность NENA приобрели с антиядерным синглом
"99 Red Balloons" в 1983-1984, однако это был их единственным серьезный
успех на международном поп-рынке. Впрочем, их песня до сих пор пользуется
уважением и провозглашена классикой поп-музыки периода "новой волны".
* * * * *
Группа появилась в конце 1981 в Берлине, ее возглавила Габриэла
Сюзанна Кернер. Певица и будущий секс-символ родилась 26 марта 1960 в городке
Хаген, а карьеру в музыке начала в 1979 в роли вокалистки хагенской поп-панковской
группы STRIPES, в которой также играл и ее будущий коллега по группе NENA
ударник Рольф Брендель. STRIPES в 1980-м поимели в Германии дискотечный хит
"Ecstasy", однако выпущенный ими безымянный дебютный альбом успеха
не имел. В 1981 коллектив распался, а Габриэла с Рольфом переехали в Берлин,
где и стали набирать себе новый состав - так, первым к ним присоединился клавишник
Уве Фаренкрог-Петерсен, а оставшиеся вакансии были замещены гитаристом Карло
Каргесом и басистом Юргеном Демелем. Кернер в качестве псевдонима взяла свое
прозвище "Нена", так же назвали и группу.
Некоторое время Габриэла работала в офисе известной в "новой немецкой
волне" группы RHEINGOLD - разбирала поступавшую на адрес группы фанатскую
почту. В то же время музыканты NENA подготовили демо-ленту с несколькими своими
композициями. Музыканты RHEINGOLD пришли в восторг от песен группы своей сотрудницы
и помогли ей сделать профессиональные записи в студии, принадлежавшей другой
немецкой "нововолновой" группе, SPLIFF, и находившейся в городе
Моабит.
Одновременно NENA часто выступали в клубах Берлина, и эти
шоу не только имели успех у публики, но и не прошли незамеченными со стороны
звукозаписывающих фирм - самый живой интерес в группе выказало немецкое отделение
компзнии "CBS", с коей ансамбль и подписал контракт.
Восхождение NENA началось с первого же их появления на телевидении
- произошло это 17 августа 1982 в популярнейшей немецкой телепрограмме "Musikladen"
(аналог британского шоу "Top of the Pops"). Это выступление произвело
сенсацию, а Нена, то есть Габриэла, затянутая в облегающий костюм из красной
кожи, стала настоящим секс-символом западногерманской поп-сцены. Неудивительно
после всего этого, что дебютный сингл NENA, "Nur Getraumt", приобрел
огромный успех: он вошел в верхнюю десятку чартов всех немецкоязычных стран
Европы (Германия, Швейцария, Австрия, Голландия, Бельгия и Дания), причем
в одной только ФРГ провел на пиковой второй позиции аж семь недель (!).
Нужно, правда, отметить, что этим дебютным успехом группа
была обязана не только своей сексапильной вокалистке, но и самой композиции
- "Nur Getraumt" представляла собой великолепный образчик "восьмидесятнического"
синтипопа, с заводной мелодией, прекрасным звучанием электроники и сильным
ритмом. Так что взлет NENA вряд ли можно назвать незаслуженным.
Этот успех стал началом карьеры NENA, в конечном итоге сделавшей ее одной
из самых коммерчески успешных немецких поп-групп всех времен. Но пока музыканты
толко лишь взяли резвый старт, и далее предстояла серьезная проверка на концертную
профпригодность. Команда выступала на дискотеках и, несмотря на то, что реклама
у каждого шоу была весьма скромная (только плакаты), везде, куда приезжали
участники группы, их встречали полные залы.
Популярность ансамбля приобрела такой размах, что Габриэла
по итогам года была проголосовала в известном журнале "Bravo" "лучшей
певицей 1982-го". С тех пор она стала одним из завсегдатаев журнала -
на обложках и страницах его только ее фотографии появлялась за период существования
группы аж пятьдесят четыре раза.
Второй сингл, "99 Luftballons", NENA выпустили
в январе 1983-го, а в конце марта он все-таки сумел выбить с первой позиции
хит-парада ФРГ мегахит Петера Шиллинга "Major Tom". Правда, удерживалась
песня на вершине лишь неделю, будучи, в свою очередь, выбита оттуда другим
мегахитом, высокоинтеллектуальной песней "Too Shy" английских молодчиков
из KAJAGOOGOO, зато насчитала себе в общей сложности аж семь недель на второй
позиции немецких чартов.
Более того, песня достигла пиковых строчек в поп-списках
Швейцарии, Австрии, Голландии и Швеции, а также вошла в "Тор-30"
Италии и Польши.
А далее была первая кинороль Габриэлы - в фильме "Ich
will spass", имевшем огромный кассовый успех. Во многом это случилось
благодаря тому, что в нем снялись и такие "звезды" "новой немецкой
волны", как Маркус (главная мужская роль) и группа EXTRABREIT. Популярность
певицы вознеслась буквально до небес - ее дуэт с Маркусом "Kleine taschenlampe
brennt" добрался до пятой позиции немецких чартов, а вышедший примерно
в то же время сингл "Leuchtturm" доставил уже группе NENA третий
ее суперхит, вновь остановившись на второй позиции.
Окончательно же свое положение ярчайшей "звезды"
"новой немецкой волны" NENA закрепили с выпуском своего дебютного
именного альбома, первая позиция в чартах ФРГ которого оказалась совершенно
неудивительной, учитывая все, что случилось ранее. Прочие европейские страны
отреагировали почти столь же благосклонно, хотя если бы материал звучал не
на немецком, а на английском языке, успех мог бы быть куда масштабнее - ибо
резвый и вполне танцевальный поп с обильным использованием электроники переживал
в ту пору свой расцвет.
Первое стадионное появление группы состоялось летом 1983-го
- в Маннгейме и в Вюрцбурге, где NENA делили сцену с другими лидерами европейских
чартов того периода, австралийцами из MEN AT WORK и Крисом де Бургом. Далее
последовало первое европейское турне, на концертах которого Габриэла выступала
в знаменитой майке с логотипом группы ROLLING STONES - ярко красным языком,
нахально высунутым из ярко же накрашенного рта.
Свое второе европейское турне NENA провели весной 1984 на
волне абсолютного триумфа второго своего альбома "? (Fragezeichen)"
(№1 в Германии и Швейцарии) и одноименного хит-сингла с него.
А тем временем в начале 1984 фирма "CBS" решила
перевести локальный европейский успех "99 Luftballons" в международную
плоскость (тем более, что песня пользовалась популярностью в танцевальных
клубах даже тех стран, где не была издана, - например, в США) и выпустить
композицию уже и для англоязычного рынка, предполагая более мощную коммерческую
отдачу от хита. Соответственно, песню перезаписали на английском и она получила
название "99 Red Balloons".
Тут нужно немного углубиться в историю группы и отметить,
что данная песня была написана Каргесом и Петерсеном под впечатлением от демонстраций
протеста, которые охватили Европу в 1983 из-за того, что США по договоренности
со своими союзниками по НАТО разместили в странах Западной Европы ядерные
ракеты средней дальности, а это привело к обострению отношений со странами
соцлагеря, новому (и последнему) витку противостояния в рамках "холодной
войны". В англоязычной версии песни политический подтекст оказался выражен
менее радикально, нежели в оригинале, тем не менее, понятно было, что хотят
сказать музыканты.
Однако к достоинствам песни нужно причислить не только социально-политическую
тематику. Необычный меняющийся ритм, выразительная поп-электронная мелодия
и запоминающийся припев сделали свое дело - в марте 1984-го песня на три недели
возглавила британские чарты, сместив с вершины хит FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD
"Relax". Как известно, та песня была запрещена на "ВВС",
поэтому британские меломаны были особенно рады, когда после полуторамесячного
перерыва смогли увидеть выступление исполнителей хита №1 на "Top of the
Pops". А газета "New Musical Express" поместила фотографию
красавицы-вокалистки на обложку, прокомментировав: "Так вот оно какое,
приемлемое лицо немецкой поп-музыки!"
А вообще же, будто прорвало - оригинальная немецкоязычная
(!) версия песни поднялась до второй позиции списков США (!!) и стала за океаном
"золотой" (!!!), затем уже англоязычная возглавила чарты в Канаде
и Австралии и даже в расистской Южной Африке стала третьей. По всему миру
было продано несколько миллионов копий сингла. С этой песней NENA даже попали
в "Книгу рекордов Гиннеса", так как "99 Red Balloons"
оказалась самым успешным синглом немецкого исполнителя в истории хит-парадов
Британии.
На волне популярности сингла был выпущен и международный
дебютный альбом группы, также называвшийся "99 Red Balloons". Он
вошел в "Тор-30" Британии и США и содержал "смешанный"
репертуар - четыре англоязычные и шесть немецкоязычных песен. В числе первых
был их первый хит, "Nur Getraumt", обретший вторую жизнь как "Just
a Dream". Это был их второй международный сингловый релиз, но его успех
даже сопоставить с популярностью "99" нельзя - так, в Британии он
был лишь 70-м…
Закрепляя успех, NENA отправились в мировое турне, которое
оказалось успешным, а тем временем на родине были выпущены новые хит-синглы
- умеренный "Rette Mich" и еще один гранд "Irgendwie, Irgendwo,
Irgendwann" ("Anyplace, Anywhere, Anytime"), приобретший большой
успех в Швейцарии, Польше, Германии, Дании, странах Бенилюкса и Швеции.
Международную дискографию коллектива в 1985-м пополнил второй
англоязычный альбом "It`s All in the Game". В отличие от предшественников,
лонгплей представил не "нововолновый" поп, а музыку, более сдвинутую
в мейнстримовую, поп-джазовую и фьюжн-стилистику. На паре композиций звучал
саксофон знаменитого Дэвида Санборна. "Раскручивая" диск, NENA отправились
в международное турне, однако отсутствие хит-синглов и общее падение интереса
к музыке "новой волны" и ее исполнителям привели к тому, что посещаемость
концертов резко упала, а альбом в коммерческом отношении потерпел полнейший
крах. В немецкоязычных странах у группы был в 1985-м последний хит "Feuer
und Flamme" ("Тор-20"), пользовался успехом и одноименный альбом
(фактически копия "It`s All in the Game"), однако затем NENA вверглись
в полосу затяжного кризиса, их успех даже на родине перестал оправдывать себя
и, как следствие, музыканты разошлись в середине 1987-го.
В 1989 Габриэла начала сольную карьеру под прежним именем
"Нена", и до сих пор продолжает работать и выпускать альбомы, песни
которых пишет сама или в соавторстве с приглашенными музыкантами. Также она
решила не собирать постоянную группу поддержки для выступлений на концертах
и работы в студии, а просто приглашать студийных музыкантов. Первый свой сольный
тур она провела в 1993, затем переключила свое внимание на продолжение потомства
и родила четырех детей, после чего в 1997 продолжила выступать и в 1998 выпустила
концертный альбом "Live". С тех пор она гастролирует главным образом
по Германии один или два раза в год с группой, состоящий как из немецких,
так и из американских музыкантов. Также на протяжении 90-х она регулярно появлялась
на немецком телевидении - так, в 1993 вела теле-программу "Metro".
Ее стиль мало изменился за все эти годы, и до сих пор представляет
собой смесь мелодичного вокала в духе Конни Фрэнсис с рок-стилем, варьирующемся
во влияниях от BEATLES до ROLLING STONES или даже RAMONES. С 1990 она также
записала несколько альбомов детских песен и озвучивала роли или записывала
песни для двух мультфильмов и сериалов.
Новый всплеск интереса к певице связан с выпуском в 2002
сборника "20 Jahre" и получивших известность новых версий ее хитов
"99 Luftballons" и "Leuchtturm". А в 2003-м певица вновь
покорила европейские чарты с очередной новой версией - на сей раз, песни "Irgendwie,
irgendwo, irgendwann", записанной в дуэте с другой суперзвездой и секс-символом
80-х, Ким Уайльд.
©2004 Vladimir Kruglov
|