Звезды "новой волны" - Talk Talk
Если
задаться такой целью и прослушать все пять лонгплеев английской команды TALK
TALK, то, кроме нескольких общих связующих нитей вроде характерного вокала или
минорной лирики, трудно будет предположить, что данные работы были записаны
одной и той же группой. Этот оригинальный ансамбль всегда шел своею собственною
дорогой, каждый его новый лонгплей никогда не повторялся и был новаторским.
TALK TALK прошли путь от стандартного синтезаторного попа "новой волны"
до уникального звучания, объединившего в себе элементы авангарда, джаза, классики
и амбиента. И музыкальная эволюция бывших второразрядных (но по своему славных)
"неоромантиков" на протяжении десятилетия своего существования является,
пожалуй, самой захватывающей во всей истории "новой волны".
* * * * *
История TALK TALK начинается Марком Холлисом, певцом и автором почти всей лирики
группы. Он родился в Тоттенхеме в 1955-м; в юном возрасте любил послушать джазменов
Колтрейна, Бартока, Коулмена, соулмена Реддинга, а из числа "популярных
певцов" предпочитал Стива Мариотта. Марк планировал стать детским психологом,
но в 1975-м оставил университет Сассекса и переехал в Лондон с целью сделаться
музыкантом. Его старший брат, Эди, уже был известным человеком, диск-жокеем
и продюсером, связавшим свою судьбу с протопанк-командой EDDIE AND THE HOT RODS.
Возможно, его-то пример и вдохновил на столь смелый поступок Марка; он недолго
поработал роуд-менеджером в упомянутой группе, после чего организовал свой собственный
ВИА под названием REACTION. Эд представил Марка руководству компании "Island",
и REACTION записали для них демо-ленту. Среди вошедших в нее треков была и написанная
двумя братьями песня "Talk Talk Talk Talk". Позже она появилась в
панк-компиляции "Streets", изданной фирмой "Beggar`s Banquet".
В июне 1978-го REACTION издали свой сингл, "I Can`t Resist", записанный
в стилистике возрожденного движения "модов". Тогда он не имел никакого
успеха, зато позже стал популярным среди коллекционеров музыки "мод-возрождения".
Когда в 1979 REACTION распались, Марк решил сконцентрироваться на написании
"более серьезного" материала. Эд всячески поддерживал брата и набрал
ему новый состав сопровождения, который включал ударника Ли Харриса, басиста
Пола Уэбба и клавишника Саймона Бреннера. Так в 1981-м появилась группа TALK
TALK.
Эд добыл новичкам студию на шесть месяцев, и музыканты хорошо распорядились
этим временем. Записавши вместе с легендарным Джимми Миллером (экс-продюсер
ROLLING STONES) несколько демо-лент, TALK TALK в октябре 1981 дали свой первый
концерт в Лондоне. Его увидел диск-жокей "ВВС" Дэвид Дженсен, который
позволил команде выступить в своем шоу "In Concert" в студии популярного
лондонского "Radio One". После выступлений в популярных "новоромантических"
клубах Лондона - "The Blitz", "Legends" и "The Embassy"
парней заприметили на крупной фирме "EMI", и в ноябре 1981-го ТТ подписали
с ней записывающий контракт. А вскоре был заключен и публицистический контракт
с "Polydor".
На "EMI" видели в ансамбле очередных "неоромантиков" и
для записи их первого диска отрядили продюсера DURAN DURAN - Колина Торстена.
В феврале 1982 вышел их первый сингл "Mirror Man", который не привлек
к себе никакого внимания публики. Следующий сингл, "Talk Talk" (та
самая ранняя песенка Марка и Эдда Холлисов с четырьмя Talk`ами в названии),
был выпущен в конце национального турне TALK TALK, во время которого они работали
на "разогреве" у самих DURAN DURAN, однако смог подняться лишь до
скромного 52-го места в чартах. Не самый лучший старт.
Тем не менее, концерты принесли группе известность, а в июле 1982-го ансамблю
удалось-таки выйти на широкую публику со своим третьим синглом "Today"
- мощной синтезаторной песней "неоромантического" розливу. Сингл этот
стал самым успешным хитом команды, вышел на 14-ю позицию в Британии, провел
в списке "Top-40" двенадцать недель и ознаменовал появление на музыкальном
рынке начала 80-х новых "звезд". Практически сразу был выпущен и дебютный
лонгплей TALK TALK "The Party`s Over", который допер до 21-го места
в хит-парадах альбомов. Он представлял слушателям синтезаторный поп в духе "новоромантиков",
сочетающий "британскую силу с американской чистотой звучания" ("New
Musical Express"). Отличительными же чертами их музыки являлись отсутствие
соло-гитары и угрюмый голос Холлиса в минорных композициях. Естественно, критики
начали сравнивать новичков с DURAN, что, учитывая их прошлое, было понятно,
однако Марк отперся: "Ну, знаете! Мне кажется, что вот это сравнение поистине
некорректно. Если вы такое говорите, то разуйте уши и послушайте нас повнимательнее.
Все "звучание" DURAN DURAN это басовый барабан. А сравнивали нас не
только с ними - я вообще насчитал чуть ли не дюжину групп".
Несмотря на показательные синглы, критики уже тогда приметили,
что лирическая часть диска стоит на гораздо более высоком уровне, нежели используемый
парнями набор звуков, традиционный для "мейнстрима". Весь материал
- от памятной "Mirror Man" до наиболее эмоциональной "Candy"
- характеризовал Холлиса как очень перспективного автора своего времени.
Диск был распродан по Британии тиражом свыше четверти миллиона
экземпляров, однако американское турне в качестве группы поддержки Элвиса Костелло
принесло достаточно средние результаты. Зато успех группы на родине позволил
фирме "EMI" выпустить ремикшированную версию второго сингла парней
"Talk Talk", и на этот раз пластинка заняла в списке хитов 23-е место.
В США же песня приобрела известность как часть саундтрека к фильму "Night
Shift" с Майклом Китоном и Генри Уинклером в главных ролях и даже поднялась
на 75-е место тамошнего национального хит-парада, что помогло альбому доковылять
до №132. Кроме этого, "Talk Talk" стала хитом во Франции, Канаде и
Португалии, прошла в австралийские чарты, а в Южной Африке их вообще возглавила
(на четыре недели).
Поначалу их относили к той же категории, что и DURAN DURAN, однако наши парни
выказали значительную способность жонглировать цитатами и влияниями. Вскоре
они порешили, что клавишник Саймон Бреннер делает их звучание не таким цельным,
как им хотелось бы, и избавились от него. А в марте 1983 был выпущен сингл "My
Foolish Friend", записанный с известным продюсером Реттом Дэвисом (ROXY
MUSIC); хоть эта песня заняла лишь 57-е место, ее звучание ярко демонстрировало
прогресс ансамбля, его движение к музыке более зрелой и цельной.
Вторую половину 1983-го TALK TALK потратили на запись своего второго альбома.
Поворотным моментом в их карьере стало приглашение продюсера, звукоинженера
и мультиинструменталиста Тима Фризе-Грина, который неофициально стал с этой
поры четвертым участником команды. В его лице Марк Холлис обрел идеального партнера
для реализации своих музыкальных амбиций.
Второй лонгплей, "It`s My Life", вышел в феврале 1984 и здесь наметился
серьезный прогресс по сравнению с предшественником - появились медленные, задумчивые
песни. Синтезаторы по-прежнему доминировали, однако общая палитра звучания была
разбавлена "живыми" инструментами. Так, впервые была использована
гитара - на ней играл музыкант из PRETENDERS Робби МакИнтош (хотя знаменитые
"пинкфлойдовские" соло отыгрывались, все же, на синезаторе с помощью
"искажающих" эффектов). Лирика стала еще более минорной. Короче, эта
пластинка положительно удивила критиков, которые считали TALK TALK обычной группой,
пытающейся "выехать" на модной теме.
Пилотный сингл с альбома, тоже "It`s My Life", тем не менее, смог
занять лишь не слишком-то головокружительную 46-ю строку, пуст и будучи одной
из лучших песен в репертуаре группы. Сам альбом также не преуспел в чартах,
заняв лишь 35-е место среди "гигантов", хотя впоследствии и выполз
на "золотой" статус.
Следующий хит-сингл, "Such a Shame", был написан Марком под впечателением
от "культовой" новеллы Люка Рейнхарта "The Dice Man". Несмотря
на то, что он не смог войти в "Тор-40" Британии, пополнив череду "списочных"
неудач группы, рекламный ролик под него был в числе наиболее успешных видеохитов
1984. Помните того лопоухого парня в черной "пидорке", с потрепанной
искусственным ветром прической, что, истерично кривляясь, энергично качается
из стороны в сторону? Это вот так вот в клипце Холлис развлекал зрителей, и,
надо сказать, это выглядело оригинально, ведь больше никто - ни чуваки, размахивающие
гитарами, ни прочие музыканты - не смог бы передать колорит этой песни так,
как это сделал Марк. Многие запомнили его именно таким. В Швейцарии эта песня
больше месяца лидировала в хит-параде, а в соседней ФРГ достигла второй позиции.
Вообще, несмотря на неудачу "It`s My Life" в Британии, в Европе публика
оказалась более чувствительной, и пластинки "говорунов" расхватывали
как горячие пирожки - альбом стал "золотым" практически повсеместно
- во Франции, странах Бенилюкса, Швейцарии, Германии, других странах, заглавный
сингл с него повсеместно вошел в "Тор-10", да и следующие выступили
очень уверенно. Ремикшированная версия "It`s My Life" неожиданно стала
хитом в США - поднялась на 31-ю позицию основного списка национального парада
и возглавила танцевальную его часть; затем в заокеанских чартах оказался сингл
"Such a Shame" (№89 - тоже неплохо), в виде клипа бывший любимцем
"MTV", а диск, содержащий эти вещи, попал на 42-е место и продержался
в заокеанских списках почти полгода.
Развивая этот свой успех, коллектив интенсивно гастролировал по Штатам в качестве
"группы поддержки" у PSYCHЕDELIC FURS и BERLIN, ну а в конце года
выпустил уже третий сингл со своего лонгплея - "Dum Dum Girl". Не
следовало "париться" - №74 в британском хит-параде (зато №24 в Швейцарии
и №20 в Германии). А в конце года группа выпустила пластинку "It`s My Mix",
содержание которой ясно из названия. Реализовывался сборник только в США и Италии,
где вошел в чарты альбомов на 18-е место, а в Британии устойчиво занял позиции
в списках самых "горячих" импортов.
После столь успешного года музыканты решили взять серьезный отпуск, с тех пор
стали работать по знакомой схеме выпуска синглов с альбомами и проведения турне
раз в два года.
Добрых пять лет мало кто принимал группу и ее пластинки всерьез, хотя они расходились
многотысячными тиражами, однако во второй половине 80-х все быстро изменилось.
На протяжении 1985-го Холлис и Фризе-Грин написали новый материал, затем всей
группой его записывали, а в январе 1986 появился пилотный сингл третьего альбома
группы - "Life`s What You Make It". Сингл быстро оказался в "Top-20"
Британии (№16) и с ним TALK TALK выступали в престижнейшем телешоу "Top
of the Pops". После этого неудивительно, что лонгплей "The Color of
Spring", выпущенный месяцем позже, был восторженно принят аудиторией -
он вышел на 8-ю строчку альбомного списка и стал "золотым". В США
"Life`s What You Make It" попал на 90-ю позицию в чартах, а альбом
оказался 58-м - это были их последние заметные удачи за океаном. Европа откликнулась
вполне радостно, сингл и альбом вошли в списки повсюду, так что с коммерческой
стороной дела все обстояло тип-топ.
Однако мало кто ждал такого альбома. Ну, то есть, конечно чисто логически после
"It`s My Life" можно было предположить, что группа будет развивать
свой саунд, но в душной коммерческой обстановке того времени никто как-то не
думал, что это произойдет. К тому же, на 1986-й пришлис худшие пластинки в карьере
подавляющего большинства коллег-"волновиков", так что "Цвет весны"
стал приятным сюрпризом во всех отношениях.
Участники ансамбля показали на нем, что в музыкальном плане
способны на большее, нежели обещал их дебют. Оформлением обложки, как и всегда,
занимался постоянный партнер TALK Джеймс Марш. В звучании сохранились привычно
сильные ударные, обеспечивающие, на сей раз, сложные и интересные ритмы, из
нововведений же необходимо отметить и прекрасные аранжировки, порой с элементами
стиля "амбиент", которые сделали приглашенные оркестровые музыканты,
а также Стив Уинвуд, чей орган звучит в трех вещах. В "Life`s What You
Make It" звучал детский хор, а "Chameleon Day", представила собой
нечто совершенно новое в творчестве группы - всю композицию составлял крайне
эмоциональный вокал, нечто, похожее на искаженный горн и редкие звуки фортепиано.
В целом, если на предыдущем диске группа показала, что может выдать диск, полный
отличных песен, то этот альбом стал еще одним шагом вперед - материал показал
себя практически концептуальным: он был посвящен эмоциональной стороне человеческих
взаимоотношений и "обмысливанию" жизни вообще. Преданных поклонников
TALK TALK мог удивить тот факт, что в материале было много религиозности - в
чем герои ранее замечены не были.
В апреле 1986 TALK TALK начали мировое турне для рекламы лонгплея,
в рамках которого летом даже появились на джазовом фестивале в швейцарском городе
Монтре. Гастроль завершилась в лондонском концертном зале "Hammersmith
Odeon". Это выступление было записано и спустя десять лет издано концертным
диском "London 1986". После окончания гастролей "EMI" выделила
нехилые средства на запись четвертого альбома группы. В 1987-м Холлис переехал
из Лондона в Саффолк, где в заброшенной церкви оборудовал студию, в которой
начались записывающие сессии. Холлис и Фризе-Грин пригласили ряд оригинальных
исполнителей, в числе коих были - трубач Генри Лоутер, синтезаторщик Хью Дэвис,
упоминавшийся уже Робби МакИнтош, известный в фолк-роке бас-гитарист Дэнни Томпсон,
исполнители на деревянных духовых инструментах, а также церковный хор.
Запись материала быстро вышла за всяческие рамки приличия и превзошла свой
же бюджет. Затем Марк "обрадовал" руководство "EMI" заявлением,
что с альбома не только не планируется выпуска синглов и съемки видеоклипов,
но также еще тем, что воспроизвести атмосферу диска на сцене не представляется
возможным, вследствие чего не будет и концертов.
В конце концов, после четырнадцатимесячного сидения в студии, альбом "Spirit
of Eden" был выпущен, и с ним, по выражению критиков, произошел настоящий
"прорыв в художественные сферы рока". Лонгплей получился очень интересным,
необычным и полностью соответствующим современному прочтению "прогрессив-рока"
- коллажи настроений с напряженными звучаниями, которые иногда спадали до едва
заметного шепота и сопровождались острыми вздохами трубы. Джаз смешивался с
фолк-роком, но также были и диссонирующие моменты, указывающие на то, что группа
знакома с традициями авангарда, а тут еще пасторальные деревянные трубы, которые
могли бы принадлежать только импрессионизму. Также этот лонгплей был необычайно
плотным (минимальное количество песен при их огромных размерах), но весьма праздничным
и эмоциональным, поднимая группу на новую ступень почитания слушателями. Ребята
почувствовали наконец, что записали музыку "не для всех".
"Spirit of Eden" дебютировал в британских чартах на 19-й позиции,
однако быстро задвигался с этого места в обратном направлении. Компания надавила
на Холлиса, и тот, скривившись, согласился на выпуск сингла и видео к нему,
однако в тур ехать по-прежнему отказывался. "EMI" выпустила отредактированную
версию антигероиновой песни "I Believe in You" (если учесть, что два
года назад они выпустили сингл "I Don`t Believe in You", этот кто-то
явно вошел в доверие музыкантов), хотя можно было и не беспокоиться - сингл
попал в списки лишь на 85-ю строку и держался "внутри" две недели.
По мнению некоторых критиков, группа совершила "коммерческое самоубийство",
выпустив столь некоммерческий лонгплей. Отношения TALK TALK и "EMI"
напряглись, и, хотя фирма желала сохранить ансамбль за собой, музыканты посчитали
свои обязательства перед лейблом выполненными, а затем через суд добились права
сменить записывающую фирму. Новым контрактором коллектива стала компания "Polydor".
По иронии судьбы, крупнейший коммерческий успех TALK оказался связанным с изданием
на "EMI" в 1990-м хорошо принятой коллекции синглов "Natural
History - The Very Best of…" Сборник ворвался в британскую "Top-10",
где занял 3-ю строчку, провел в списках полгода и к концу года был продан тиражом
свыше миллиона копий. Также TALK TALK впервые с 1982-го обзавелись сразу двумя
хитами в списке "Тор-40" - новые удачи группе принесли переизданные
"EMI" синглы "It`s My Life" и "Life`s What You Make
It" (№13 и №23 соответственно).
А в 1991-м свет увидел сборник "History Revisited", на котором та
же компания все-таки дала жизнь десятку весьма второсортных "техно"-ремиксов
классических вещей TALK TALK. Марк от лица бэнда выразил недовольство качеством
конечного варианта коллекции и искажением своего голоса на треках, но помешать
выходу "продукта" не смог. Впрочем, в выпуске этой пластинки легко
видится месть компании музыкантам за те некоммерческие цели, которыми группа
руководствовалась в конце 80-х.
TALK TALK в это время начали работу над новым альбомом, во время которой ушел
бессменный бас-гитарист команды, Пол Уэбб; остальную часть материала записывали
сессионные музыканты. В конце концов, в сентябре 1991-го на сублейбле "Polydor"`а,
"Verve", более известном своей джазовой специализацией, был выпущен
очередной и последний, к сожалению, альбом TT - "Laughing Stock" ("Посмешище").
Это был диск, наполненный работами эстетики и свободных форм. При его прослушивании
воображение рисовало кучу времени, которое музыканты проводили за импровизацией.
На рок это даже с гитарами похоже не было, как, впрочем, не напоминало ни поп,
ни джаз, хотя об амбиенте говорить было еще рановато. Лонгплей был одним из
самых ожидаемых дисков 1991, однако не оправдал надежд, как самих музыкантов,
так и их слушателей - дебютировал на 26-й позиции, однако запросто вылетел из
чартов.
После столь плачевного выступления альбома судьба группы была
предрешена, и в конце 1991 TALK TALK распались. Старые друзья Харрис с Уэббом
в 1992-м объединились с целью совместной работы в группу `O`RANG и выпустили
два лонгплея, первый из которых стал в чарте Британии 54-м. Помимо явного влияния
музыки TALK TALK, они добавили к своему звучанию немного этнических песнопений,
потому что "в такой музыке, даже если ты не понимаешь, о чем поют, можно
просто прочувствовать атмосферу песни". Марк же Холлис работал со многими
музыкальными знаменитостями, среди коих Кейт Буш, Доминик Миллер, Стинг и ансамбль
WORLD PARTY. Однако продуктов подобного сотрудничества никто так никогда и не
услышал, за исключением, пожалуй, некоторых песен PINK FLOYD, которым Холлис
какое-то время помогал в рифмоплетстве.
Самолично Марк явился только в 1998-м с самоназванным лонгплеем, записанным
с Фризе-Грином и другим мультиинструменталистом - Уэйном Ливси. Он не прогремел,
хотя смог занять 53-е место в британских чартах и получил в целом позитивные
отклики в прессе за продолжение исследования того направления, которое было
затронуто на последних альбомах TALK TALK. Ныне Марк работает над совместным
с Филом Брауном проектом "A/V Installation".
©2004 Vladimir Kruglov
|